Любовь, заводы и разводы. Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Свердловской области
Серов: металлурги и современная драматургия
Гастроли МТЮЗ начались в Серове — одном из крупнейших промышленных центров на Урале. Население города — около 100 тысяч человек, большая часть работает на местных заводах: металлургическом, механическом и заводе ферросплавов. Главная точка культурной жизни Серова — Театр драмы имени Чехова.
«Я родилась в маленьком городе — Старом Осколе, — рассказывает артистка МТЮЗ Полина Одинцова. — У нас там тоже один маленький театр. И для меня гастроли в другом городе — это всегда большой опыт. Мне кажется, важно перед спектаклем прогуляться по городу, почувствовать атмосферу и ритм жизни, посмотреть на лица, ведь именно для этих людей мы потом будем играть».
«Для нас ваши гастроли важны, наверное, даже больше, чем для вас, — говорит артистка серовского театра Елена Федорова. — Когда к нам приезжают известные театры, мы чувствуем, что не сидим в оторванном от цивилизации городе и не варимся в собственном соку, а существуем в общем театральном пространстве. Это дает нам силы развиваться».
Один из немногих театров на Северном Урале работает в Серове уже почти 77 лет. Сегодня в труппе 27 человек, а в ее репертуаре — около 50 спектаклей. Среди них — лирические ретрокомедии, детские сказки и экспериментальные постановки по пьесам современных драматургов. Постмодернистская драма «Сучилища» в постановке Петра Шерешевского в прошлом году была представлена на «Золотой Маске» сразу в шести номинациях.
«Жизнь актеров в маленьком театре очень разнообразна. Например, один мой коллега по утрам играет червяка в детском спектакле, а вечером выходит на сцену в образе Калигулы, — рассказывает Елена Федорова. — При этом публика у нас непростая — по большей части это заводские рабочие. Они не всегда готовы воспринимать современную драматургию, поэтому иногда уходят с наших спектаклей в негодовании. Но мы не хотим застревать на водевильчиках и стараемся делать спектакли для думающей аудитории. Это сложно, но интересно».
МТЮЗ показывал в Серове «День рождения Смирновой». Спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской в этом году был трижды номинирован на «Золотую Маску». Полина Одинцова тогда была представлена как лучшая актриса. «Это советская драматургия. Зритель, как правило, реагирует на нее спокойно, — говорит актриса. — Вообще для меня любая литература — это исследование. И не так важно, в позапрошлом веке была написана пьеса или год назад. Человек есть человек, его проблемы универсальны в любое время. Мы всегда будем любить, прощать, жертвовать собой и стараться друг друга понять. И наш спектакль именно об этом».
Екатеринбург: протесты и чувства
Из Серова труппа МТЮЗ отправилась в Екатеринбург. Как раз в это время в городе проходили акции против строительства храма на месте центрального сквера. «Детство я провела в поселке в Красноярском крае, и прямо за нашим домом начиналась тайга, — рассказывает артистка екатеринбургского “Коляда-театра” Василина Маковцева. — Когда мне было плохо и хотелось побыть наедине с собой, я уходила в лес. Это работало безотказно. В Екатеринбурге мало зелени, сквер — как раз одно из таких редких мест. Поэтому я считаю, что его важно сохранить».
Городской сквер расположен рядом с местным театром драмы. Екатеринбург — один из крупнейших культурных центров в России. Театральная жизнь в столице Урала начала активно развиваться в годы войны, когда в город эвакуировали МХАТ и Центральный театр Советской Армии. Сегодня в Екатеринбурге 24 театра — больше только в Москве и Петербурге.
Василина Маковцева работает в «Коляда-театре» — он регулярно гастролирует в Европе и Москве и номинируется на «Золотую Маску». На счету актрисы десятки ролей в театре и кино. Например, два года назад Василина снялась у Сергея Лозницы в «Кроткой» — картине, претендовавшей на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
«И в Екатеринбурге, и в Москве у нашего театра есть своя аудитория, и нас принимают тепло, — рассказывает Василина Маковцева. — А, например, в Перми мы некоторое время назад показывали “Гамлета”, и многие зрители просто ушли с криками: “Как вы можете такое показывать?!” Но мне даже нравится, когда люди уходят: круто, что их до такой степени задевает то, что мы делаем».
«А мне кажется, что московская публика очень требовательна — она смотрит спектакли умом, а не чувством, — говорит режиссер театра МТЮЗ Саша Толстошева. — Я первый раз на Урале и уже понимаю, что здесь живут удивительные люди. Местные зрители гораздо более открытые, и для нас это грандиозный опыт».
В Екатеринбурге МТЮЗ показал спектакль Генриетты Яновской по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Четыре года назад постановка была представлена на «Золотой Маске» в четырех номинациях, в том числе как лучший драматический спектакль.
«Я думаю, что театр должен выдергивать человека из его описания мира, — говорит Саша Толстошева. — Мы все находимся в каком-то рефлексе и часто действуем на автомате. А театр имеет возможность эту схему нарушить. Он может нарочно раздражать или, наоборот, успокаивать — это не так важно. Главное, чтобы зритель почувствовал что-то, чего совсем не ожидал».
Каменск-Уральский: колокола и провинциальный «звездизм»
Еще одна точка в маршруте МТЮЗ — Каменск-Уральский. Сегодня это третий по численности населения город в Свердловской области — здесь живут около 170 тысяч человек.
Каменск — старейший промышленный центр. Здесь работают трубный, литейный, металлургический, алюминиевый и даже колокольный заводы. При этом город расположен в месте с богатым природным ландшафтом. Прямо в черте Каменска находятся уникальные памятники природы — например, арка Каменные ворота. Посмотреть на нее мы отправились вместе с артисткой МТЮЗа Софией Сливиной, артистом местного театра «Драма номер три» Дмитрием Зубаревым и руководителем отдела по связям с общественностью Владимиром Скрябиным.
«В последнее время малые города вроде нашего чувствуют вовлеченность в общероссийский театральный контекст, — говорит Владимир Скрябин. — Из-за огромных расстояний и разного уровня финансирования раньше маленькие провинциальные театры вообще не могли никуда выезжать. Это порождало страшную вещь — провинциальный “звездизм”, когда артист не видел ничего помимо собственных спектаклей и считал, что он лучший во всем мире. К счастью, сегодня такого нет».
Каменский театр «Драма номер три» начинался с передвижной труппы. Сегодня в репертуаре около 40 спектаклей. Половина из них — детские. Здесь ставят классику и актуальную драматургию: «Женитьба» Гоголя соседствует с «Бабой Шанель» Коляды, а «Голубая жизнь» Горького — с «Как я стал...» Ярославы Пулинович. При театре работают детская и молодежная студия, все спектакли играют в залах на 100 и 1000 мест.
МТЮЗ показал в театре сразу две постановки: «День рождения Смирновой» и «С любимыми не расставайтесь». София Сливина сыграла в последнем главную роль. «Это спектакль о любви, боли и невозможности счастья, — говорит артистка. — Как в жизни, так и у нас в спектакле: люди часто не могут поговорить друг с другом, а потом начинают страдать. Я знаю случаи, когда люди разводились после этого спектакля, потому что вдруг понимали, что не с тем человеком живут. Наверное, театр для этого и нужен: если после спектакля поменяется жизнь хотя бы одного человека, значит, мы не просто так работаем».
Фестиваль «Золотая Маска» в Свердловской области проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Показы спектаклей в Екатеринбурге и городах Свердловской области прошли при участии компании РУСАЛ.
Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко поддержал проекты в малых городах области — Серове и Каменске-Уральском.