Сибирский Декамерон. Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Шарыпове
Комсомольская стройка и народный театр
Шарыпово — самый молодой город в Красноярском крае. Он появился одновременно с началом последней и самой масштабной комсомольской стройки СССР. В начале 1980-х для строительства объектов КАТЭКа — Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса — съезжались отряды молодежи со всей страны. Сегодня в Шарыпове живет 37 тысяч человек, большая часть из которых работает на главном предприятии города — тепловой электростанции Березовская ГРЭС, входящей в состав компании «Юнипро», генерального партнера проекта «Фестиваль "Золотая Маска" в Шарыпове».
Хольгер Мюнценмайер, актер и режиссер местного театра, приехал в Шарыпово из Норильска, как раз чтобы строить ГРЭС. Вместе с ним мы отправляемся туда, чтобы увидеть, как работает тепловая электростанция сегодня.
«С детства я выступал на эстраде, играл в футбол, а в более сознательном возрасте стал работать дальнобойщиком. Это три мои главные страсти, я всю жизнь между ними разрывался, — рассказывает Хольгер Мюнценмайер. — В Шарыпове я начинал как слесарь турбинного цеха на ГРЭС, а потом меня пригласили в народный театр — так все и закрутилось».
Сегодня Хольгер Мюнценмайер пишет детские сказки, ставит спектакли и сам в них играет. Среди его работ — роли в «Вишневом саде», «Пигмалионе», «Сказке о царе Салтане» и «Банде аутсайдеров» по фильму французского режиссера Жан-Люка Годара. Два года назад Хольгер сыграл в экзистенциальной драме по мотивам рассказа Леонида Андреева «Жили-были» и получил «Золотую Маску» как лучший актер второго плана. Тогда приезд этого спектакля в Москву, как и проект в Шарыпове этого года, поддержал Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.
«У нас только труба на ГРЭС высокая (дымовая труба станции — самый высокий промышленный объект в России. — Прим. ред.), а сами мы люди простые, — скромничает Хольгер. — Я до сих пор думаю, что полученная “Маска” — случайность. Мне самому роль не кажется выдающейся, а награду я бы отдал режиссеру спектакля (Константину Солдатову. — Прим. ред.). Наш успех — полностью его заслуга. Но, конечно, для нашего театра одно только участие в таком фестивале — это уже триумф. Еще 10 лет назад мы и помыслить не могли, что сможем выезжать куда-то за пределы края, а к нам с гастролями будут приезжать крупнейшие российские театры».
Динозавры и «Новые смыслы»
На гастроли в Шарыпово «Золотая Маска» привезла три спектакля: «Сказку, которая не была написана» московского театра «Трикстер», «Записки юного врача» петербургской «Мастерской», а еще — «Крейцерову сонату» новосибирского «Глобуса». Все три постановки играют на сцене единственного в городе театра.
Театр в Шарыпове — ровесник самого города. В начале 1980-х молодой режиссер Наталья Желтова собрала самодеятельную труппу и основала народный театр «Фаэтон». Спустя десять лет он сменил статус на профессиональный. Сегодня в театре работает около 30 человек, 12 из них — актерская труппа. В репертуаре — 16 спектаклей для детей и взрослых. В их числе — постановки по «Грозе» Островского, «Женитьбе» Гоголя, «Старшему сыну» Вампилова и «Городу, где я» Вырыпаева.
«Я обожаю классику, но не меньше люблю современную драматургию, — рассказывает главный режиссер театра Снежанна Лобастова. — Несколько лет назад я подумала, что было бы неплохо сделать так, чтобы к нам в город стали приезжать режиссеры из других городов. Я позвонила Павлу Рудневу (театральный критик, помощник худрука МХТ имени Чехова. — Прим. ред.), и мы решили организовать лабораторию “Новые смыслы”. Это дало импульс для развития театра: за последние годы молодые режиссеры со всей России поставили у нас около 15 спектаклей, наш театр стали замечать за пределами города, а еще теперь мы регулярно ездим с гастролями на крупнейшие театральные фестивали».
Со Снежанной Лобастовой и актерами новосибирского театра «Глобус» Лаврентием Сорокиным и Екатериной Аникиной мы встречаемся в местном краеведческом музее. На экскурсии гостям рассказывают, что на месте современного города несколько тысячелетий назад жили динозавры, и показывают находки археологов.
«Я впервые в Шарыпове, и этот город напоминает мой родной Бердск (город в Новосибирской области. — Прим. ред.)», — рассказывает артист «Глобуса» Лаврентий Сорокин. В привезенной в Шарыпово «Крейцеровой сонате» — толстовской истории о любви и ревности — артист играет главную роль. За нее в 2015 году он получил Специальную премию жюри «Золотой Маски».
«У моего персонажа в спектакле есть такая реплика: “Ох, боюсь я вагонов железной дороги, ужас наводят они на меня”, — говорит Лаврентий Сорокин. — У меня похожие ощущения: переезды — это всегда тяжело. Но, с другой стороны, гастроли всегда полезны: мы меняем зал, меняем зрителя — это классные открытия и для них, и для нас».
Актеры широкого профиля и интимный разговор со зрителем
Зал театра в Шарыпове рассчитан на 120 человек, билеты на спектакли стоят около 250 рублей. Средняя заполняемость зала — 88%. Такую не всегда встретишь даже в крупных столичных театрах. Из-за того, что жителей в городе немного, репертуар приходится обновлять едва ли не каждый месяц: средняя жизнь одного спектакля в Шарыпове — 20 показов. За сезон команда ставит 8–9 спектаклей, на работу над каждой постановкой уходит в среднем около полутора месяцев. Особой популярностью пользуются детские сказки — с ними труппа гастролирует по местным детсадам и школам. Для взрослых спектакли показывают два раза в неделю, а в остальное время — репетируют.
«Из-за того, что наш театр совсем маленький, нам буквально приходится все делать своими руками, — рассказывает артистка местного театра Ярослава Перевозкина. — У нас есть артисты, костюмеры, художник-декоратор и машинист сцены. Мы все энтузиасты и универсальные солдаты. Например, один наш актер параллельно ставит спектакли, другой — отвечает за звук и свет, а я занимаюсь раскруткой социальных сетей и стараюсь сделать так, чтобы о нашем театре узнало как можно больше людей».
«Наш театр тоже появился благодаря энтузиастам», — говорит артист петербургской «Мастерской» Максим Блинов, для которого Ярослава Перевозкина проводит экскурсию по закулисью. Петербургская «Мастерская» выросла из актерских курсов режиссера и профессора РГИСИ Григория Козлова. Сегодня на сцене театра идут около 40 спектаклей, а играют в нем примерно 80 человек: все — ученики Козлова, и Максим Блинов — один из них. Несколько лет назад он задумал перенести на сцену «Записки юного врача»: сам сделал инсценировку, сыграл в постановке единственную роль, а поставил спектакль Григорий Козлов. В 2017 году «Записки юного врача» получили три номинации на «Золотую Маску», в том числе за лучшую работу режиссера и лучшую мужскую роль.
«Мои мама и бабушка — доктора, и это, конечно, на меня повлияло: я с детства наблюдал за их работой, слушал истории из врачебной практики, — рассказывает Максим Блинов. — Когда я прочитал Булгакова, понял, что хочу адаптировать его для сцены. В итоге получился моноспектакль — интимный разговор со зрителем на полтора часа. За три года мы объездили с постановкой половину России: например, были в Норильске, в Екатеринбурге, в Омске. Мне очень нравятся люди в регионах: они искренние, честные и добрые. Я отчетливо помню впечатление от встречи со зрителем в каждом городе, где мы были — всякий раз это совершенно особенный опыт».
Фестиваль «Золотая Маска» в Шарыпове проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Автор: Маргарита Шило