Мазда Адли: Стресс в большом городе, или Как оставаться счастливым в мегаполисе
Ɔ. Вы исследуете, как стресс, вызванный жизнью в больших городах, влияет на наше психологическое состояние. Почему вообще мы испытываем повышенную тревожность, живя в мегаполисах?
Очевидно, что мы все время испытываем разные виды стресса, которые в той или иной степени влияют на наше ментальное здоровье. В контексте городской жизни речь идет о социальном стрессе, который сложно контролировать отдельно взятому человеку. К его возникновению приводят, с одной стороны, перенаселенность мегаполисов, а с другой — социальная изоляция. Если городской житель не может влиять на окружающую среду и из-за этого чувствует себя незащищенным, сочетание этих двух факторов может стать для него токсичным.
Ɔ. В одном из ваших интервью я читала, что у людей, живущих в мегаполисах, риск заболеть шизофренией вдвое выше, чем у деревенских жителей, а еще на 40% больше шансов впасть в депрессию. Расскажите, в каких случаях социальный стресс может стать опасным?
Социальный стресс имеет огромное влияние на наше ментальное здоровье, особенно когда он становится хроническим. Это может произойти в разных случаях: например, когда мы все время чувствуем себя одинокими или, наоборот, никак не можем избежать толпы. То же самое происходит, если нет адекватных жилищных условий: скажем, когда у нас нет собственной комнаты или мы не можем защититься от внешнего шума. При этом важно понимать, что у жизни в большом городе есть огромное количество преимуществ: возможность получить хорошее образование, развитые инфраструктура и медицина, более высокий уровень безопасности — именно этим мегаполисы так привлекают многих из нас. Если у нас есть доступ к этим привилегиям, стрессоустойчивость становится выше.
Ɔ. Например, я живу в Москве. Вы знаете, что это шумный мегаполис, и очевидно, что временами я испытываю социальный стресс, о которым вы говорите. Как я могу понять, находится ли он в рамках нормы или уже переходит в хронический?
Все зависит от вашей способности восстанавливаться. Понятно, что мы все подвержены стрессу: мы ездим в метро в часы пик, оказываемся в давке и суматохе — конечно, это нервирует. Но до тех пор, пока стресс временный, все в порядке. А если вы чувствуете, что теряете способность ему противостоять, уровень вашей тревожности остается стабильно высоким, вы все время раздражены и, например, плохо спите, — стоит задуматься. Скорее всего, это сигналы хронического стресса.
Ɔ. Как можно снизить уровень социального стресса?
Жителям мегаполисов важно участвовать в городской жизни — так они становятся частью города и начинают чувствовать себя более защищенными. В идеале мы должны хорошо знать район, в котором живем, контактировать с соседями, без труда ориентироваться, где расположены магазины и парки. Все это увеличивает шансы на социальное взаимодействие и помогает избежать изоляции. Но, конечно, эта проблема должна решаться и на уровне городского планирования. Важно, чтобы власти стремились защитить горожан от неконтролируемой скученности. Это особенно актуально сегодня, когда в мегаполисах все время появляются новые жилые комплексы и проекты застройки, а плотность населения стабильно растет. Одно из решений для планировщиков — создание большого количества общественных пространств: например, парков и скверов. Именно в этих местах горожане могут знакомиться друг с другом, как-то взаимодействовать, заводить друзей. Если городские управленцы содержат зеленые зоны в хорошем состоянии и стараются их развивать, больше шансов, что жители будут чувствовать себя счастливыми.
Ɔ. Какие города, на ваш взгляд, можно назвать наиболее комфортными для жизни?
Конечно, идеального города не существует. Все люди разные, то же касается и городов. Но в любом случае города, в которых мы можем много времени проводить на свежем воздухе, хороши для нас. Например, я живу в Берлине. У нас широкие тротуары, много парков — это способствует развитию общественной жизни. По сути в Берлине средиземноморский стиль жизни несмотря на то, что Германия расположена далеко от Средиземноморья.
Ɔ. Берлин — ваш любимый город?
Я живу в Берлине уже 22 года — конечно, если бы мне не было здесь комфортно, я бы давно переехал. Но есть масса других городов, которые обеспечивают высокое качество жизни. Например, в свое время я учился в Вене. Там богатое культурное наследие и тоже много общественных пространств — скажем, театров. Билеты в них стоят очень дешево, а значит, их могут позволить себе многие горожане. В результате премьеры спектаклей в Вене становятся темой для обсуждения на улицах города. Это хороший пример того, как можно защитить жителей от городской изоляции.
Ребенком я жил в Тегеране. Как мы знаем, сегодня в Иране тяжелая политическая ситуация. При этом в Тегеране — одном из крупнейших городов Азии с населением больше 13 миллионов человек — очень дружественная среда: например, здесь легко можно заговорить с человеком на улице. Это тоже положительно влияет на наше ментальное здоровье.
Ɔ. А что вы думаете о Москве?
Я провел в Москве не так много времени, поэтому мне тяжело судить. Но, насколько я успел заметить, в последние пять-шесть лет ваш город стал более зеленым, появилось больше деревьев. Это хорошая динамика.
Фрагмент книги Мазды Адли «Стресс в большом городе. Почему город негативно влияет на наше здоровье. И почему тем не менее его влияние на нас благотворно». Книга впервые издана на русском языке Московским урбанистическим форумом в рамках издательской программы «Библиотека урбаниста»
«Многие из нас рассматривают город, прежде всего, с точки зрения участника дорожного движения. Мы много времени проводим в автомобиле, в общественном транспорте или на велосипеде, чтобы добраться до рабочего места, отвезти и привезти детей или чтобы поехать отдохнуть. <...> Города по всему миру объединяет ежедневная борьба с дорожным хаосом, пробками или толпами людей в системе общественного транспорта, если таковая вообще существует. <...> Одно британское исследование установило, что у участников дорожного движения в час пик напряжение выше, чем у летчиков-истребителей в полете или у полицейских, разгоняющих беспорядки. Согласно этому исследованию, вождение в оживленном центре города в утренние часы пик в среднем сопровождается более высоким уровнем стресса, чем ответ на экзамене или выступление с докладом перед незнакомой аудиторией, и лишь немного более низким уровнем стресса, чем при прыжке с парашютом. Впрочем, такой тип стресса относится к острым и редко переходит в хронический. Но если человек ежедневно испытывает подобные пиковые стрессовые нагрузки, это может стать проблемой. <...>
Но передвижение по городу можно представить себе абсолютно другим: у многих позитивный образ Берлина возникает тогда, когда есть возможность прокатиться на велосипеде по широким тротуарам. Молодые родители прогуливаются с колясками, стоят группы подростков, а спешащие яппи передвигаются быстрее, чем иной велосипедист. Можно остановиться у книжного киоска, не слезая с велосипеда, можно ехать по городу в темпе пешехода. Одна рука держит руль, вторая — стаканчик с капучино. При этом они редко беспокоят других шумом. Езда на велосипеде привлекательна тем, что не надо постоянно координировать свои действия с другими участниками движения, можно просто ехать, никому не мешая и никого не сбивая. И все находятся в равных условиях. <...>
Если город располагает возможностями для использования разных транспортных средств, то тем самым он оказывает влияние на поведение жителей, в данном случае, на их мобильность».
Беседовала Маргарита Шило