Виктория Фомина: Почему рабочие профессии вновь становятся престижными
Дипломы вузов сегодня не являются гарантией профессиональной востребованности. По данным портала Superjob, 80% дипломированных специалистов имеют проблемы с устройством на работу, 40% не проходят конкурсный отбор из-за отсутствия опыта, 12% не могут устроиться по специальности, 5% отказываются от предложений работодателя из-за низкой зарплаты.
Сварщик дороже менеджера
Ситуация напоминает сюжет плохой комедии: потратив 5–6 лет жизни на учебу, бывшие студенты вузов сталкиваются с теми же трудностями при приеме на работу, что и школьники, окончившие 11 классов. И это все в условиях кадрового голода на рынке. Работодатели трубят о нехватке персонала и готовы щедро оплачивать его труд. Вот только речь идет не о «белых воротничках» с высшим образованием, а о сотрудниках рабочих специальностей («синих воротничках»).
Масла в огонь подливает HeadHunter. По прогнозам компании, люди рабочих профессий могут претендовать на самые высокие зарплаты в ближайшие годы. В 2018 году спрос на таких сотрудников увеличился на 205%, и это далеко не предел. Прогнозы аналитиков HH подтверждают данные базы вакансий «Работа в России», согласно которым самой высокооплачиваемой в стране является профессия сварщика — зарплаты тут не опускаются ниже 100 тыс. рублей в месяц (независимо от региона). На втором месте — строительные специальности.
Диплом или деньги?
Выбор вроде бы очевиден. Молодым людям проще и выгоднее получить среднее профессиональное образование, чтобы быть уверенными в стопроцентном трудоустройстве и высоком заработке. Однако на практике работодатели в один голос заявляют о колоссальном дефиците «синих воротничков». Центры профподготовки отмечают, что к ним для повышения квалификации приходят в основном уже действующие работники в возрасте 40–50 лет. Молодежь тоже, конечно, приходит, но не массово. Причина — низкий уровень престижа рабочих профессий и «советское» воспитание родителей, основанное на культе высшей школы. В итоге сегодня для 71,7% мам и пап высшее образование ребенка является необходимой социальной нормой. Несмотря на это, по данным НАФИ, уже в 2015 году более 8% семей, где оба супруга имеют высшее образование, жили за чертой бедности, а 1,4% не хватало денег даже на продукты. Сами школьники не могут создать альтернативу родительскому выбору, поскольку 90% из них не определились с профессией и не знают, где искать информацию и к кому обращаться по вопросам профориентации (результаты опроса в рамках проекта Минпросвещения РФ «Билет в будущее»).
Складывается ситуация, в которой проигрывают все стороны: молодые люди тратят годы на учебу в вузе и на выходе из альма-матер не могут найти работу, родители вкладывают значительные суммы ради обеспечения будущего детей (репетиторы, подготовка к вступительным экзаменам в вуз, оплата обучения, если не удалось поступить на бесплатное отделение). Однако на практике затраты денег, времени и сил не оправдывают себя. Бизнес не может активно развиваться и зарабатывать в условиях дефицита кадров, а государство, в свою очередь, получает ситуацию социальной напряженности в самой активной и ресурсной группе — молодежной.
Очевидно, что ситуацию нужно менять, приводить ее в соответствие реалиям сегодняшней жизни. Для этих целей создан нацпроект «Образование», рассчитанный на 2019–2024 годы. Государство планирует потратить почти 784,5 млрд рублей на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число десяти ведущих стран по качеству общего образования, а также на популяризацию и повышение престижа рабочих специальностей. Идея не нова. Проблема дефицита необходимых рынку кадров актуальна для многих стран.
США взялись за школы
В США наибольший кадровый спрос сосредоточен в сегменте специалистов низкой и средней квалификации, из-за дефицита таких кадров зарплатные ставки здесь часто превышают планку для «белых воротничков». По данным мониторинга, проведенного специалистами Университета Джорджтаун, в стране насчитывается порядка 13 млн вакансий, в требованиях которых отсутствует пункт о высшем образовании. При этом средняя зарплата таких сотрудников составляет более 35 тыс. долларов в год.
Американские власти сегодня стараются решать кадровую проблему еще на уровне школ. Вопросы профобучения здесь курирует общественная организация Regional Educational Service Agencies (RESA). Ее силами организуются, например, программы обучения для преподавателей, где они могут повысить свои компетенции и понять, какие молодые специалисты сегодня необходимы рынку. Причем это не просто обобщенные знания, а конкретные цифры и сформированные на их основе задачи. Так, в системе здравоохранения сегодня наибольший спрос приходится не на врачей высокой квалификации, а на медсестер и медицинских техников, обслуживающих высокотехнологичное оборудование (например, лазерные установки для лечения онкологических заболеваний). Школы на основе этих данных корректируют свои программы и готовят нужных специалистов, которые через несколько лет точно найдут работу.
Европа пошла в онлайн
В Европе задачу поиска сотрудников для закрытия вакансий решают за счет онлайн-сервисов. Создатели электронных сервисов типа JobToday, CornerJob, Workee максимально облегчают соискателям задачу: им не нужно составлять резюме и «продавать» себя работодателю. Теперь, чтобы найти работу в Европе, достаточно загрузить мобильное приложение и ответить на простые вопросы. Далее система сама создает резюме и отправляет заинтересованным компаниям. В итоге сотрудник оперативно получает работу и зарплату, а бизнес — возможность быстро закрыть «горящие» позиции. Все в плюсе.
Для России это тоже актуально. По данным рекрутингового агентства Antal Russia, «текучка» персонала, например, в ретейле достигает 75%. Для решения проблемы используется европейский опыт — появляются сервисы типа MVP — мобильного приложения для соискателей и сайта с личным кабинетом работодателя.
Япония и соцсети
В Японии проблема дефицита «синих воротничков» тоже актуальна. Привлекают внимание к рабочим профессиям здесь не только за счет госпрограмм и конкурсов, но и через интересные акции и соцсети. Например, команда японских дальнобойщиков на двух фурах проделала путь из Голландии к себе на родину через пять стран. Получился трансконтинентальный пробег длиной 13 тысяч километров, о котором рассказывали СМИ и блогеры, а сами водители были приравнены к самураям. Они вернулись в Японию героями и стали известны.
Еще один пример из Японии — популярная в соцсетях девушка-дальнобойщица. Рино Сасаки впервые села за руль грузовика, чтобы помочь отцу, но работа ей так понравилась, что стала ее основным видом деятельности. На ее блог в Instagram (@sr8х4volvo) подписано почти 28 тыс. человек, многие из которых вдохновились ее примером и захотели освоить рабочую профессию.
Престиж в масштабе мира
Вопросами повышения престижа рабочих профессий занимаются не только государственные и общественные структуры внутри страны, но и международные некоммерческие организации, такие как WorldSkills. В РФ она работает благодаря поддержке Агентства стратегических инициатив. В планах организации до 2024 года создать по всей стране центры компетенций на базе колледжей и техникумов. Они будут сертифицированы по мировым стандартам WorldSkills и оснащены новейшим оборудованием по направлениям «веб-разработка», «прототипирование», «графический дизайн», «электромонтаж» и «дошкольное воспитание». В таких центрах смогут проходить стажировку не только ученики, но и преподаватели.
WorldSkills известен как организатор самого большого чемпионата мира по профмастерству. В 2019 году он проводится в Казани. Для участия в нем приезжают команды-победители национальных этапов конкурса. WorldSkills Russia состоялся в мае и собрал более 1500 участников, которые состязались в 93 дисциплинах. Когда-то этих дисциплин была всего пара десятков, сегодня уже почти 100, и список постоянно пополняется. Так, в этом году в программу вошла новая дисциплина «Обслуживание тяжелой техники». Для выполнения конкурсных заданий участникам были предоставлены современные машины: гусеничный экскаватор и асфальтоукладчик. Техника принадлежит компании Volvo Construction Equipment, которая, так же как и другие производители и поставщики высокотехнологичного оборудования, заинтересована в популяризации рабочих профессий и развитии системы подготовки персонала рабочих специальностей.
Дефицит кадров по всему миру — это глобальная проблема, которая требует глобальных решений. Чемпионат WorldSkills — хороший повод обратить внимание на людей рабочих профессий, которые виртуозно делают свое дело и постоянно развивают навыки. Такие люди нужны компаниям не только для работ «здесь и сейчас», но и для того, чтобы реализовать новые возможности. Сегодня клиенты требуют от производителей машин и оборудования интегрированного сервиса, предоставления всех услуг на одной базе, быстрого прохождения ТО и т. д. Реализовать все это без квалифицированных кадров просто невозможно. Производители техники обещают клиентам высокий уровень сервиса и могут отвечать за свои слова, только если уверены в своей команде специалистов, поэтому они активно поддерживают инициативы, направленные на повышение престижа рабочих профессий.