Лучшее за неделю
6 сентября 2019 г., 14:42

Новым детям новые технологии. Как школа адаптируется под запросы времени

Читать на сайте
Фото: Stem.T4L/Unsplash

Дневники электронные, оценки реальные. Один из главных цифровых трендов десятилетия — облачные хранилища данных, доступные с любого устройства из любой точки мира. В «облако» переместились и дневники учеников. Теперь родитель в любое время, с любого устройства может узнать об успеваемости ребенка, о том, что ему задали на дом, и связаться с преподавателем.

Библиотека в облаке. Московская электронная школа — сервис, представляющий собой хранилище образовательных материалов, доступный учителям, ученикам и родителям. Формируют библиотеку сами учителя, загружая туда электронные сценарии уроков, пособия, образовательные приложения и тесты. Сейчас библиотека МЭШ открыта для всего мира. 

Самодиагностика. Полученные знания также можно будет проверить с помощью библиотеки МЭШ. Она включает в себя проверочные работы и тесты для подготовки к контрольным  работам. С помощью таких пробных тестов ученик закрепляет уже пройденный материал. Количество попыток неограниченно, так что проходить тесты можно до тех пор, пока ребенок не достигнет нужного результата.

Фото: Stem.T4L/Unsplash

Контроль посещаемости и питания. Повсеместно в школах вводится система электронных пропусков. Карточка фиксирует время входа и выхода ученика из учебного заведения, а родителю приходит соответствующее СМС-уведомление. Также с помощью пропусков можно контролировать питание ученика. Родители могут исключить вредные для ребенка блюда из списка покупок, и в столовой ему их просто не продадут. 

Роботы. Вместе с информационными технологиями в образование будущего внедряется робототехника. Создавая роботов, школьники изучают азы физики, механики, электротехники, логики и программирования.

Виртуальное обучение. Еще одним новым для школы инструментом стали технологии виртуальной реальности. Ученик сможет посмотреть «изнутри», как работает гидроэлектростанция, на уроке физики, оказаться в центре Солнечной системы на уроке астрономии или провести эксперимент в виртуальной лаборатории на уроке химии.

Фото: Stem.T4L/Unsplash

Профориентация. Если в системе образования цифровые технологии уже занимают существенное место, то выбрать будущую профессию школьникам помогают люди — участники проектов предпрофессионального образования, где дети осваивают профессиональное оборудование, проходят стажировки, ходят на экскурсии на предприятия и в медицинские учреждения, проводят прикладные научные исследования. Совместно с профильными вузами и научными организациями в столичных школах реализуются проекты «Академический (научно-технологический) класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе» и «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», а с 1 сентября в столице запустился новый проект — «ИТ-класс в московской школе». По окончании обучения выпускники инженерных, медицинских и академических классов сдают итоговый предпрофессиональный экзамен. Показавшие лучшие результаты получают до десяти дополнительных баллов к сумме баллов ЕГЭ. Согласно статистике, 92 процента выпускников предпрофессиональных классов поступают в профильные вузы, из них 76 процентов — в вузы — партнеры проектов.

Инженерные классы

Петров Вадим Леонидович, проректор по учебной работе НИТУ МИСиС, спикер секции «Инженер будущего как результат стратегического взаимодействия стейкхолдеров (школа — вуз — работодатель)» форума «Город образования»:

Для классов предпрофессионального образования университеты, профильные компании и инновационные предприятия создают условия, в которых школьники могут ознакомиться с будущими профессиями. Наш университет работает в проекте «Инженерный класс», мы знакомим детей со своей исследовательской инфраструктурой, с будущими работодателями, дети могут посмотреть на свои возможные будущие рабочие места. При этом важно, что школьники узнают не только особенности профессии, но и размер своей будущей зарплаты.

Университет заключает договор со школой и создает специализированную программу. Школьники в университетах реализуют отдельные проекты, как в командах, так и индивидуально. В целом программа направлена на то, чтобы выбор будущей профессии был осознанным.

Медицинские классы

Козарь Марина Валерьевна, декан факультета довузовского образования ФГАОУ ВО Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, спикер секции «Перспективы развития проекта "Медицинский класс в московской школе”» форума «Город образования»:

Дети получают возможность погрузиться в специальность и приобрести определенные предпрофессиональные навыки. По итогам обучения старшеклассники получают баллы, которые учитываются при поступлении в вуз: предпрофессиональный экзамен, включающий в себя теоретическую и практическую часть, дает от пяти до десяти баллов. Практическая часть предполагает оказание первой помощи виртуальным пациентам. 

На конференции «Старт в медицину» дети делают практико-ориентированные проекты и исследования в сфере современной медицины. Экспертами выступают специалисты вуза и сотрудники медицинских организаций. Победители и призеры конференции тоже получают дополнительные баллы для поступления в вуз.

Также стоит упомянуть нашу Сеченовскую олимпиаду. Ее призеры получают 100 баллов ЕГЭ по предмету, либо поступают в наш университет без экзаменов.

Помимо этого, мы постоянно проводим экскурсии на наших площадках, показываем детям самые современные лаборатории и учебные центры, они встречаются с известными учеными, такими как, например, доктор химических наук Петр Тимашев. Поскольку наши сотрудники — люди, увлеченные профессией, они не жалеют времени на то, чтобы поделиться со школьниками новостями о достижениях современной науки.

Разумеется, у нас действуют и традиционные площадки, такие как музей нормальной и патологической анатомии, музей истории медицины.

Академические классы

Журавлева Екатерина Васильевна, доктор сельскохозяйственных наук, профессор РАН, помощник министра науки и высшего образования, спикер секции «Подходы в методологии организации обучения в академическом классе на примере биотехнологического направления» форума «Город образования»:

Мы начинали с естественно-научных направлений, но сейчас пытаемся отвечать всевозможным запросам московских школьников, увлеченных наукой. Например, если им нравится работать с техникой, они могут посмотреть, как наши ученые работают над созданием атомных электростанций. Если интересна биология, мы можем направить в институт биохимии, где в лаборатории применяют современные методы химического синтеза. Если им нравится агронаправление, мы можем направить их к нашим селекционерам. При этом дети общаются не с учителями, а с учеными — это уже несколько другой уровень коммуникации.

В нашем проекте школьники учатся проводить исследования по актуальным направлениям российской науки. После того как ребенок выбрал направление, он готовит доклад о работе, которую проделал вместе с одним из ученых, и защищает его на конференции «Наука для жизни». У школьников есть возможность публиковать материалы своих работ в серьезных научных журналах. Такая статья потом может учитываться, допустим, при защите кандидатской диссертации. 

IT-класс

Елена Бунина, гендиректор «Яндекса» в России, спикер на Public Talk «Школа будущего» форума «Город образования»:

Очевидно, что система образования должна учитывать изменения общества, чтобы давать ученикам самые востребованные и актуальные знания. Поэтому мы стали одним из стратегических партнеров Департамента образования Москвы в проекте «ИТ-классы в московских школах», который стартовал в этом году. И готовы помогать этому проекту своей экспертизой, наработками и профессиональными ресурсами. Также в порядке эксперимента мы курируем ИТ-классы в школах с “математической вертикалью”».

Обсудить на сайте