Балерина в костюме джедая и ее аватар: репортаж с репетиции шоу «Сны спящей красавицы»
На входе в зал меня почему-то никто не останавливает, а охранники и монтеры на все вопросы только молча открывают двери и кивком головы предлагают проводить. Так я беспрепятственно оказываюсь за кулисами и, увлекшись попыткой ступать, как и все тут, бесшумно, чуть не выхожу на сцену. По сцене порхают танцор и танцовщица. Между ними хореограф. «Еще нежнее», — тихо говорит он по-английски. Я понимаю, что ближе подходить не нужно. Впрочем, трое на сцене так увлечены танцем, что все равно не замечают меня.
«Ничего, pretty good», — говорит танцорам хореограф, спускаясь со сцены. В следующий раз, продолжает он, добавьте в танец больше деталей и получите от него больше удовольствия, но не нужно фиксировать то, что отрепетировали сегодня, не нужно на этом останавливаться.
Все как в кино: пустой зал, суета, стол перед первым рядом и нервный требовательный хореограф, закинувший на стол ноги. Приглушенный цвет терракотового плюша кресел на удивление хорошо сочетается с серой сценой. Время от времени вдруг начинает играть электронная музыка. Вокруг сцены толпятся операторы и журналисты. «Как на рейв пришел», — говорит один оператор другому.
Репетиция продолжается. Пока артисты танцуют, хореограф быстро считает в микрофон от одного до восьми по-английски. Отрывистые цифры звучат как мантра, а электронная музыка — самый подходящий для нее фон. Хореографа зовут Эдвард Клюг, он — режиссер словенского национального театра.
В 14.07 Эдвард начинает нервничать — прогон должен был начаться семь минут назад. Больше не нервничает никто. Выждав с минуту, он быстрым шагом уходит в гримерку к Диане Вишнёвой — Дайане, как он ее называет, — прима-балерине Мариинского театра и солистке шоу «Сны спящей красавицы».
На сцену выходят танцоры — мужчины в белых простых платьях в пол. «Кто из них Диана?» — спрашивает оператор
В перерыве, когда не играет музыка и не раздаются распоряжения Эдварда, во всем огромном сумрачном зале петербургского ДК Ленсовета (репетиционная база шоу) воцаряется библиотечная тишина: почему-то все говорят шепотом.
Люди, которые ходят по сцене в перерывах, тоже кажутся частью представления. Мужчина в шортах целеустремленно проходит сцену из конца в конец, а в другой перерыв — из другого конца в другой конец. Всё — шоу, репетиция тоже шоу.
На сцену выходят танцоры — мужчины в белых простых платьях в пол. «Кто из них Диана?» — спрашивает оператор. Происходящее все больше напоминает сериал «Черное зеркало».
Мужчины в платьях, вооружившись длинными палками, похожими на бамбуковые шесты для прыжков в длину, танцуют, встав кругом. Посреди круга хореограф в черных трениках. Почему он все время выкрикивает «уан поинт файв»?
После очередного пересечения сцены мужчина в шортах остается в углу. Он сидит на корточках и держит в руках что-то похожее на яркую пластиковую игрушку. Артисты продолжают танцевать.
Кажется, на репетиции что-то идет не так, но я не могу понять что. Время от времени хореограф запрокидывает голову вверх и кричит с отчаянием в голосе, словно обращаясь к богу: «Андрей!» Андрей отвечает откуда-то сверху, его не видно.
Наконец выходит Диана в каком-то космическом костюме. Пока в центре сцены продолжается танец с палками, прима делает несколько тренировочных па в стороне, профессионально не обращая внимания на оператора, преследующего ее как тень. Танец мужчин в белом становится похож на зарядку: ноги на ширине плеч, вращение правым плечом, вращение левым плечом.
В 14.34 Эдвард снова смотрит на часы. Он нервничает еще сильнее. Все остальные, особенно невидимый Андрей, как будто становятся еще спокойнее. Эдвард командует: «Начьяло спектаклья!» Диана встает в центре сцены по стойке смирно.
Включаются декорации — световое шоу, в главной роли которого аватар, снятый с Дианы. Он двигается вместе с ней по экрану, растянутому на заднике. На плотном Дианином костюме, на каждом ее суставе шишечки — это сенсоры. С их помощью она управляет аватаром, наполовину состоящим из светящихся золотистых точек.
«Аватар повторяет движения танцора, но во время репетиций мы записали некоторые из них. Нам было очень важно добиться того, чтобы во время шоу публика не могла понять, какие из движений аватара мы записали заранее, а какие — происходят на их глазах в реальном времени, — объясняет Эдвард. — Идея шоу появилась около года назад в Майами, и она началась с аватара. Совместить в одном представлении новые технологии, электронную музыку и танец оказалось непростой задачей. Для начала нужно было понять, как работают технологии, а потом — как нам использовать их так, чтобы они дополняли шоу, а не отвлекали от его главного элемента — танца».
Из разговора Эдварда и вызванного из-за кулис специально обученного человека я узнаю, что точки двигаются быстрее, если Диана двигается быстрее. Эдвард считает, что точек слишком много. Его собеседник обещает разобраться.
Бамбуковые палки, как выясняется, нужны танцорам в белом, чтобы носить на них уставшую от битвы Диану
Андрей опять все делает не так. «Выключи, пожалуйста, свет в зале», — кричит ему Эдвард. Свет в зале становится ярче. Складка между бровей Эдварда становится глубже.
Он — перфекционист, а постановка спектакля — его персональный ад. Эдвард все время просит артистов остановиться и начать с того, что было 30 секунд назад.
«Я тертый калач, но такой трудной работы, как на этом проекте, у меня еще не было. Аватара нужно научить чувствовать и двигаться, научить его своему языку — это большая физическая и эмоциональная нагрузка. Жить с аватаром оказалось непросто», — говорит Диана.
Спящая красавица не ждет, пока придет принц и спасет ее, она сражается со своими демонами сама. А бамбуковые палки, как выясняется, нужны танцорам в белом, чтобы носить на них уставшую от битвы Диану.
Всю репетицию Эдвард тоже борется — с непослушным богом Андреем, отвечающим за свет и музыку. Он ничего не делает с первого раза, а Эдвард не любит просить дважды.
Под конец на сцене появляется принц, солист Штутгартского балета Марайн Радемакер, одетый в костюм джедая. Эдвард успокаивается, когда смотрит на него и Диану. «Совсем неплохо, — приговаривает он. — Очень неплохо».
«Я не люблю компьютерные игры, но теперь понимаю людей, которые зависимы от них: когда я оказалась в этом проекте, меня затянуло в виртуальный мир. Это сводит с ума! Я привыкла быть в мире театральном, в своем персонаже, но не в виртуальном мире. В этом шоу живая балерина может перенести вас даже не в компьютерную игру, а в виртуальную реальность и сделать из этого представление в театральном жанре. Это очень интересно играть, но жить там я бы не хотела», — заключает Диана.
Ей еще долго предстоит жить с аватаром: через несколько дней после премьеры шоу отправится в тур по России, а затем будет гастролировать в США, Европе и Азии.