Золушка XX века, средневековые фарсы и время «сэконд хэнд». Гид по фестивалю «Золотая Маска» в Ижевске
2, 3 ноября в 18.30
«Волки и овцы» (Мастерская Петра Фоменко)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
Спектакль «Волки и овцы» по одноименной пьесе Островского уже стал классикой. Он был поставлен в 1992 году молодыми «фоменками» и тогда потряс театральную Москву. Сейчас даже сложно себе представить, что 20 с лишним лет назад это был просто студенческий спектакль ученицы из Китая Ма Чжен Хун под руководством Петра Фоменко. Можно сказать, что именно эта постановка ознаменовала и появление нового театра — Театра Петра Фоменко. За это время она успела объездить пол-Европы, приняла участие в Авиньонском фестивале, получила несколько престижных театральных премий. И до сих пор остается актуальной. Тончайшие психологические портреты персонажей, особая, неповторимая интонация спектакля делают «Волков и овец» совершенно неустаревающими.
5 ноября в 19.00
«Золушка» (Музыкальный театр Республики Карелия, Петрозаводск)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
Балет «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева в интерпретации хореографа Кирилла Симонова и художника Эмиля Капелюша перенесен из условного сказочного времени в эпоху сталинизма, в 40-е годы XX века, то есть именно в то время, когда была написана эта музыка. По словам режиссера, как раз музыка, полная трагических предчувствий и нервного напряжения, подсказала ему идею наполнить волшебную историю трагизмом, болью и страхом. Спектакль стал лауреатом «Золотой Маски» 2013 года в номинации «Лучшая работа художника по свету», а в общей сложности был выдвинут на премию в 7 номинациях.
7 ноября в 18.30
«Время сэконд хэнд» (Театр Драмы, Омск)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
В спектакле петербургского режиссера Дмитрия Егорова, как и в документальной книге лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич, нет сюжета. Он состоит из отдельных актерских монологов (в постановке заняты как прославленные, так и совсем молодые артисты омского Театра драмы) — воспоминаний разных людей о советском прошлом, перестройке, 90-х, путче. Отношение героев спектакля к времени «сэконд хэнд» подчас кардинально противоположное: кто-то грустит по коммунистическому прошлому, кто-то его проклинает, кто-то вспоминает, как защищал Белый дом и свое право на свободу. Их рассказы иллюстрируют аниматоры, создавая из подручных средств зримые приметы времени. С одной стороны, эта эпоха эхом отдается в каждом из сидящих в зале, с другой — уже становится предметом исследования и частью истории. Спектакль был выдвинут на премию «Золотая Маска» 2019 года в нескольких категориях, а актриса Валерия Прокоп получила награду в номинации «Лучшая женская роль второго плана».
8 ноября в 18.30
«Зулейха открывает глаза» (Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
Спектакль Башкирского театра драмы имени М. Гафури «Зулейха открывает глаза» по одноименному дебютному роману Гузель Яхиной уже успел наделать много шума (режиссер Айрат Абушахманов). Вышедшая в 2015 году книга никому на тот момент не известного автора в миг стала бестселлером, получила престижные литературные премии, права на перевод были проданы более чем в 20 стран, а скоро на экраны выйдет многосерийный фильм с Чулпан Хаматовой в главной роли. Героиню этой истории вместе с другими спецпереселенцами в 1930-е годы XX века из глухой татарской деревни перевозят в Сибирь. История выживания людей на лесоповале — центральная часть спектакля. Сцена и зрительный зал объединены в одно пространство с сумрачным светом, в первых рядах между кресел «вырастают» голые деревья, на спинки стульев наброшены зэковские ватники, деревянные мостки, врезающиеся в зал, дополняют впечатление сопричастности. Несмотря на метафоричность, сказочные мотивы и подчеркнутую условность, спектакль пронизан прямыми отсылками к тяжелому советскому прошлому — музыка, известные песни, советские агитки. Спектакль получил Специальную премию жюри премии «Золотая Маска» в 2019 году. Идет на башкирском языке с синхронным переводом.
9 ноября в 13.00 и 17.00
«Петр и Феврония Муромские» (Театр «Практика», Москва)
На сцене Театра кукол Удмуртской республики
Спектакль «Петр и Феврония Муромские» режиссера Светланы Земляковой основан на древнерусском тексте инока Ермолая-Еразма о двух святых, ставших аллегорией жертвенной любви. В спектакле виртуозно соединяются архаика и современность. Специально для этой постановки композитор Александр Маноцков сочинил своеобразные интермедии, которые он назвал «клеймами», заметками на полях. Две актрисы исполняют их наподобие молитвенного пения. Именно чередование разных по стилю текстов и переход с древнерусского языка на современный придают спектаклю особую элегантность и превращают эту историю в универсальный рассказ о мужчине и женщине. В 2015 году спектакль «Петр и Феврония Муромские» получил премию «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль-эксперимент».
10 ноября в 18.30
«Корабль дураков» (Театр-студия «Грань», Новокуйбышевск)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
Маленький театр в небольшом городе Новокуйбышевск, в труппе которого чуть более 10 артистов, уже известен на всю Россию. Постоянные номинации на премию «Золотая Маска», участие в крупных фестивалях — каждый их спектакль становится событием. Не стал исключением и «Корабль дураков» (режиссер Денис Бокурадзе — худрук театра) — изящная композиция, состоящая из 5 средневековых французских фарсов. Шесть актеров играют сразу несколько ролей, постоянно меняя маски — перевоплощаясь то в одного, то в другого персонажа. Эротические фарсы, сюжет которых довольно схематичен, в этом спектакле превращаются в веселый и яркий карнавал, главным достоинством которого являются блестящая актерская работа и удивительно выверенные музыкальная и световая партитуры. А главным действующим лицом спектакля становится «смех»: скабрезные, порой даже грубоватые шутки обнажают несовершенство человеческих взаимоотношений, и в то же время именно смех освобождает нас от условностей, даря чистое наслаждение игрой. «Корабль дураков» — спектакль-победитель XIV Фестиваля театров малых городов России и лауреат премии «Золотая Маска» 2017 года в номинации «Лучшая работа художника по костюмам».
11 ноября в 18.30
«Король Лир» (Русский драматический театр Удмуртии, Ижевск)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
Режиссер из Санкт-Петербурга Петр Шерешевский поставил с артистами ижевского театра (это уже его пятая работа на сцене Русского драматического театра Удмуртии) спектакль о покаянии. Его «Король Лир» — история старца, вспоминающего свою жизнь, наполненную греховными помыслами, неблаговидными поступками, жаждой власти. В спектакле существуют сразу два короля — старый и молодой. Стилистика этой постановки насквозь символична: по сцене катятся огромные бобины, олицетворяющие то ли колесо судьбы, то ли жернова истории, «перемалывающие» человеческие жизни, летают шкафы-гробы, актеры одеты в бесформенные современные одежды. Это спектакль о внезапно проснувшейся совести, о роке, от которого нельзя скрыться, а главное — о том, что расплата за грехи всегда наступит, пусть даже и на смертном одре. Спектакль был номинирован на премию «Золотая Маска» сразу в шести категориях в 2019 году.
Автор: Дарья Андреева