«С мухой расстаться проще, чем с коровой». Гендиректор «ЭФКО Инновации» Андрей Зюзин о том, когда мы начнем есть насекомых вместо мяса
Ɔ. Что такое альтернативный протеин?
Это продукты, которые могут полностью заменить животный белок. Они бывают как натурального происхождения — растения, бобовые, грибы, так и лабораторного — протеины, синтезированные в специальных условиях, как, например, «мясо из пробирки».
Такие белки могут восполнить нехватку мяса и морепродуктов. Альтернативный протеин — это будущее сельского хозяйства и продовольственных технологий.
Ɔ. Зачем нужно искать альтернативные способы получения белка?
Есть люди, которые не употребляют животный белок в пищу. Многие из них просто хотят вести здоровый образ жизни и сбалансировать свое питание, другие говорят о негуманном отношении к животным и негативном влиянии сельского хозяйства на климат. Множество пищевых аллергенов вынуждают людей переходить на растительные источники получения белка. Для всех этих категорий людей и разрабатываются альтернативы.
Кроме того, производство нового протеина уже в ближайшем будущем станет дешевле, чем белка животного происхождения. Таким образом, альтернативный протеин поможет эффективнее бороться с проблемой голода во всем мире.
Ɔ. Один из вариантов альтернативного протеина — белок, который получают из насекомых. Насколько активно сейчас развивается это направление?
Сейчас появляется все больше компаний, которые выращивают насекомых для пищевой отрасли. Это новый и очень перспективный бизнес. Что говорить — более четверти людей в мире ест насекомых и не испытывает никакого дискомфорта (примерно 80% всех жителей Азии). С мухой все-таки проще расстаться, чем с коровой. В будущем белки из насекомых войдут в разные продукты, а отношение потребителей изменится в лучшую сторону к такому типу протеина в целом.
Ɔ. Производить белок из насекомых выгоднее, чем из животных?
Для получения 1 грамма говядины требуется 112 литров воды, а для 1 грамма белка из сверчка — 2 литра. При этом «насекомый» белок достаточно высококачественный, в нем нет антибиотиков и стероидов. Мука из сверчка содержит 69% белка, а вяленая говядина — 33%.
По расчетам стартапа Ехо, с гектара земли можно собрать 150 тонн белка насекомых в год — это абсолютно другие масштабы производства, а следовательно, другой экологический и экономический эффект для фирм-производителей.
Ɔ. Есть ли в России какая-то нормативная основа для таких фирм?
Отдельной пока нет, но она должна появиться. Кроме этого, нужно решить ряд серьезных вопросов, например сертификации, определить характеристики помещений для выращивания насекомых (их выращивают в специальных боксах), должны быть соблюдены требования к корму насекомых. Сюда же входят разные рекомендации по отбору видов насекомых и регламент процесса переработки. Но следует помнить, что сначала нужно создать технологию масштабирования производства, которой пока нет.
Ɔ. Массовое потребление альтернативного протеина повлияет на экологическую ситуацию в мире?
13% от общего количества выбросов парниковых газов антропогенного происхождения приходится на животноводство. Сегодня мы обязаны активизировать все свои ресурсы и начать помогать своей планете. Первый шаг — изменение собственных пищевых привычек. Когда мы уходим от употребления натурального мяса, мы отказываемся от «спонсирования» животноводства, которое ежедневно разрушает нашу экологию.
Ɔ. Какой вид альтернативного мяса решит проблему выброса парниковых газов животноводческой отраслью?
Существует гипотеза, что новое «клеточное» мясо — когда мышцы животных воспроизводятся из стволовых клеток в лаборатории — сможет решить эту проблему через 7–10 лет. Когда Марк Пост, фармаколог и профессор Маастрихтского университета, начал работу над «мясом из пробирки», первый бургер с котлетой из искусственного мяса стоил в 2013 году около 325 тысяч долларов. Сейчас расчетная себестоимость клеточного мяса у ряда стартапов доходит до 200 долларов за килограмм.
Ɔ. Когда в меню наших ресторанов появятся блюда с альтернативным мясом?
Когда у крупных представителей ресторанного бизнеса произойдет переосмысление важности растительных продуктов и когда стоимость продукта станет адекватной.
В будущем между производителями продуктов животного происхождения и растительного возникнет конкуренция — за счет этого не только расширится ассортимент, скорее всего, мы заметим и разительное повышение качества продукции в целом.
В России пока нет активной рекламы и продвижения альтернативных источников белка, но в ближайшее время они найдут здесь своего массового потребителя. Так что инвесторам стоит вкладывать деньги в эту отрасль: кто не побоится рискнуть сегодня, уже завтра станет успешным.
Беседовала Юлиана Качанова