Лучшее за неделю
14 ноября 2019 г., 10:49

Аарон Джеймс: Кто такие мудаки и как с ними общаться. Отрывок из книги

Читать на сайте
Фото: Andrii Podilnyk/Unsplash

Согласно вашей теории, кто такой мудак?

Речь идет о мужчине, реже о женщине, который наделяет себя особыми привилегиями в социальной жизни и чувствует себя неуязвимым для порицания. Типичным примером является человек, желающий пролезть куда-нибудь без очереди, тогда как обычно данная привилегия предназначена для экстренных случаев или для беременных женщин. Но его поведение ничем не оправдано, разве что его искренним убеждением, что он красивее, богаче или хитрее других и не собирается тратить свое время зря. А если вы попросите его встать в очередь, как это делают все, он не станет слушать или пошлет вас куда подальше. И не потому, что презирает других, а скорее потому, что они не заслуживают его внимания. Раз люди не понимают, в чем заключается его исключительность, значит, они ему неинтересны.

Мудаки остаются мудаками во всех областях своей жизни?

Не обязательно. Кто-то ведет себя как мудак, потому что переживает неудачный период своей жизни — бросает курить или пить или находится в подростковом возрасте. Лично я считаю, что истинный мудак остается им постоянно и в различных областях, не обязательно во всех: он может быть мудаком на работе или в дороге, но не в семье — и наоборот. Мудак, отличившийся во всех областях, встречается довольно редко. Похоже, Сталин был не только безумцем, творившим геноцид, но и таким полноценным мудаком.

Могут ли прекрасно образованные и умные люди оказаться худшими из мудаков?

Насчет худших не знаю, но, во всяком случае, они могут быть такими же мудаками, как и любой другой. Высокий интеллект не мешает человеку проявлять себя не с лучшей стороны, он даже может этому способствовать, возвышая его над другими. Вкупе с финансовой обеспеченностью или красотой, интеллект является одним из качеств, благодаря которым легче поднять свою самооценку и привлечь симпатии окружающих. Такие люди действительно имеют больше шансов превратиться в самодовольных мудаков.

Значит, глупость зависит не столько от интеллекта или эмоций, сколько от того, как мы взаимодействуем с другими людьми?

Да, это касается сферы социального поведения, но именно внутренние причины не позволяют человеку внимательно относиться к окружающим его людям. Мудаки считают, что это мы должны к ним приспосабливаться, и бывает, что кто-то из их друзей действительно под них подстраивается. Так что в любых социальных отношениях всегда присутствует что-то личное, глубоко укоренившееся, от чего трудно избавиться.

Мудак, осознающий свою глупость, по-прежнему остается мудаком?

Проблема состоит в том, что мудак может прекрасно осознавать свою сущность и гордиться этим: «Да, я мудак, но это ваша проблема». Осознание глупости ничего не меняет. Мудак настолько погряз в своей глупости, что ему сложно пересмотреть свое поведение. Сложно, но возможно: в результате жизненного кризиса, автокатастрофы или смерти близкого человека он может немного остепениться. Либо с наступлением старости. Но в последнем случае — лишь из-за недостатка энергии или тестостерона. И такое бывает редко, не стоит слишком на это надеяться. В любом случае, простого осознания недостаточно, чтобы достигнуть глубин души мудака.

Встречаются ли такие представители среди детей?

Хоть и можно так порой подумать, глядя на их эгоцентризм, все же я не думаю, что можно рассматривать глупость как стабильную черту их характера. Дети слишком быстро меняются. Это скорее подростки могут переживать определенный период глупости, но большинство с честью из него выходят. И только в зрелом возрасте глупость приобретает статус постоянной и систематической.

Издательство: Бомбора

Какое количество взрослых можно считать мудаками? Каждого десятого? Или каждого второго?

Все зависит от культуры, субкультуры и социальной среды. Количество мудаков значительно выше в Соединенных Штатах, чем в Канаде, а в Италии и Бразилии — чем в Японии. Впрочем, оно везде выше, чем в Японии. И конечно же, эти цифры постоянно меняются: я считаю, что в США сегодня мудаков стало гораздо больше, чем раньше, и особенно они заметны в СМИ. Соотношение один к двум мне кажется слишком завышенным для любой страны, так как любое общество выживает за счет цивилизованного взаимодействия его членов, что не является сильной стороной мудаков.

Чем объяснить их стойкость? Они стали сильнее в процессе эволюции?

Видимо, поведение приматов постепенно менялось, когда они боролись за право стать доминирующими самцами при помощи всевозможных уловок, которые продолжают применять мудаки, ставящие себя выше всех. Но я не думаю, что эти факторы сыграли решающую роль в развитии цивилизации и государственных институтов, структура которых позволяет обуздывать мудаков. В культуре, где доминирует индивидуализм, как в США, мудаки создают гораздо больше проблем.

Как с ними бороться? Можно ли их изменить?

Я считаю, что они могут измениться, но лучше не вмешиваться в этот процесс. Бывает, что мудака оставляют на предприятии из-за выгоды или престижа. Роберт Саттон не зря продвигает свою работу «Не работайте с мудаками», хотя проблемы это, конечно, не решит. Следует найти способ как-то изолировать их от общества, заблокировать, потому что мудаки, как правило, достигают своих целей, настраивая людей друг против друга. Этого проще добиться в небольших группах, чем в политическом контексте. Но общество вполне способно уменьшить количество мудаков, даже если это не так просто, ведь они наловчились вставать нам поперек дороги!

Что делать с мудаками внутри семьи?

Эта проблема одновременно банальна и очень деликатна. Часто люди пытаются изолировать себя от мудака. Так, женщина, не желающая или не имеющая возможности развестись с мудаком, просто старается по максимуму его избегать и сократить с ним контакт. К сожалению, мы мало что можем предпринять в таких ситуациях для сохранения своего душевного здоровья.

Мудаки счастливее других людей?

Хороший вопрос! Платон и Аристотель утверждали, что для достижения счастья нужно действовать правильно. Чего не делает мудак! К тому же качество его отношений оставляет желать лучшего. Тем не менее, осознанно или нет (чаще всего нет), мудак может чувствовать себя счастливее других из-за более субъективного понимания счастья, которое он путает с удовлетворением. Он доволен собой, когда ему удается получить желаемое: внимание, известность, деньги, власть, престиж — все, на что он заявляет свои права. Но зачастую это ощущение превосходства ему удается удерживать ценой невероятного нервного напряжения. Поскольку, несмотря на всю свою изворотливость, ему постоянно приходится считать себя самым хитрым и держать позицию «один против всех», никогда не извиняясь, находясь при этом в центре ежедневных конфликтов. У собак и горилл альфа-самец часто умирает молодым из-за стресса, вызванного необходимостью постоянно контролировать своих соперников. Даже если мудак считает себя довольным жизнью, хочется ему сказать: «Если бы ты, приятель, был сговорчивее, ты бы меньше переживал».

Может, мы тайно завидуем мудакам?

Не обязательно. Мы можем испытывать беспомощность, опустошение, возмущение рядом с тем, кто нам неприятен. Мы недоумеваем, как можно таким быть. Соперничество здесь неуместно. Но когда мудаки достигают успеха, мы можем испытать укол зависти: «Вот, оказывается, как становятся знаменитыми! Я бы тоже так смог. Но идея пришла ему в голову первому». Если чувствуешь себя немного мудаком, можно оценить его тактику со знанием дела. Но стоит только увидеть мудака на дороге, как презрение побеждает все остальные чувства.

Можем ли мы испытывать благодарность к мудаку, пусть даже только за то, что он выделяет нас среди других?

Даже если мы научимся выносить мудаков рядом с собой, я не думаю, что мы сможем испытывать к ним благодарность, если только в конечном итоге они не признают нашу ценность как человека. Но тех, кто научился лучше их понимать и выносить, можно поздравить. Так было со мной, когда я закончил свою книгу. Но благодарности я к ним не испытываю, потому что они совершают плохие поступки ради неблаговидных целей, совершенно не считаясь со мной. Они вызывают слишком много разочарований и дискомфорта. К концу дня мне случается думать, что сегодня я правильно повел себя с ними или дал достойный отпор, но я им за это не благодарен — я бы предпочел никогда с ними не встречаться.

В 2016 году вы посвятили книгу угрозе, которую представляют собой выборы Дональда Трампа. Вы считаете его величайшим мудаком? Или он намного хитрее?

Да, Дональд Трамп — величайший мудак, супермудак, если хотите. Под этим я подразумеваю человека, внушающего уважение и восхищение своим мастерством в искусстве глупости, несмотря на конкуренцию со стороны ему подобных. Должно быть, они соперничают друг с другом за место главного мудака или повелителя мудаков, но они и в подметки не годятся Трампу, совершающему одну глупость за другой (Ким Чен Ын в Северной Корее — редкое исключение). Те, кому это удается, как Крис Кристи, губернатору Нью-Джерси, в итоге часто становятся более сговорчивыми.

Правда ли, что некоторые известные философы были мудаками?

Забавно, но я написал работу о Жан-Жаке Руссо — его рассуждения о самолюбии очень важны для понимания субъективных ощущений мудаков и деструктивной динамики, которая из этого следует. Но Руссо сам бросил своих многочисленных детей и, насколько я понял, практически купил двенадцатилетнюю девочку, поселив ее в небольшом доме, чтобы пользоваться сексуальными услугами. Несмотря на всю свою гениальность, он по многим пунктам очень смахивает на мудака!

А сами мудаки хвалили вашу книгу о них?

Да, читатели мне писали: «Спасибо за книгу, мои дети мне ее подарили, значит, я мудак». Их замечания всегда были любезными. «Браво, отлично написано». Нет, конечно, никто не говорил, что эта книга изменит их жизнь и теперь они будут вести себя по-другому. Что касается моих знакомых мудаков, то я не знаю, читали ли они мою книгу. Я стараюсь максимально ограничить наше общение.

Обсудить на сайте