Театральный марафон. Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Прибалтике
Уже пятнадцатый год подряд фестиваль «Золотая Маска» привозит в страны Балтии спектакли-лауреаты и номинанты Российской национальной театральной премии. В этом году проекты в странах Балтии проходят при поддержке ПАО «Газпром».
В 2005 году в Таллине состоялся первый фестиваль «Золотой Маски» за рубежом. Руководитель международных проектов «Золотой Маски» Тамара Арапова рассказывает: «На первый фестиваль в Эстонию мы привезли спектакль МДТ “Братья и сестры” в постановке Льва Додина. Помню, что едва ли не все зрители выходили после спектакля с заплаканными глазами. Даже переводчица тогда сказала мне: “Мне так стыдно, это ужасно непрофессионально — я настолько впечатлилась, что плакала прямо в тот момент, когда читала текст зрителям”». С тех пор в Эстонии побывали 44 театра из разных городов России, было показано 160 спектаклей и их посмотрело свыше 80 тысяч зрителей.
И в Эстонии, и в Латвии российские театры любят и ждут. Латвийские зрители в первую очередь выбирают спектакли, в которых заняты популярные российские артисты. В Эстонии зрители больше обращают внимание на имена режиссеров.
Эстония: скандальные танцы и неожиданная вариация «Анны Карениной»
«В Эстонии количество зрителей, посещающих театры, в прошлом сезоне превысило население государства — у нас очень театральная страна, — рассказывает директор фестиваля “Золотая Маска в Эстонии” Светлана Янчек. — Несколько лет назад Министерство культуры заказало социологическое исследование о роли театра в обществе, и выяснилось, что “Золотая Маска” — самый популярный фестиваль у жителей. Это приятно, особенно учитывая, что 15 лет назад о нем вообще никто не знал».
Юбилейный фестиваль в Эстонии проходит сразу в нескольких городах. Помимо Таллина, спектакли показывают в Нарве, Кохтла-Ярве и Силламяэ. Фестиваль открывается эффектным мюзиклом «Канкан» в постановке Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Действие разворачивается в Париже XIX века, а в центре сюжета — история владелицы небольшого кафе, которое каждый вечер развлекает публику скандальным танцем. Эстонские зрители в вечер спектакля будто тоже оказываются на Монмартре — для создания атмосферы французского кабаре часть действия происходит прямо в зрительном зале.
По словам организаторов, собирая юбилейную программу, они хотели выйти за привычные фестивальные рамки. Например, придумали офф-программу — совместную с местным Русским театром творческую лабораторию с участием эстонских и российских актеров, режиссеров и драматургов. А сами спектакли выбрали максимально разные. Среди них — традиционная постановка Театра имени Моссовета «Не все коту масленица» в духе итальянской комедии масок и ультрасоциальная драма про роман интеллигента и гопницы «С_училища» в постановке Театра имени Пушкина. А хедлайнеры фестиваля в Эстонии — исследующая эстетику сталинизма «Слава» Константина Богомолова, а еще — экстравагантная постановка Дмитрия Крымова «Сережа» по мотивам романа «Анна Каренина».
Спектакль Крымова — не каноническое прочтение книги Толстого. Режиссер рассматривает историю Анны и ее сына Сережи, при этом в ткань спектакля помимо самого романа вплетены «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, а также специально написанный для постановки текст Льва Рубинштейна «Вопросы». Исполнительница роли Анны Карениной Мария Смольникова, лауреат «Золотой Маски» за лучшую женскую роль, рассказывает, что играть «Сережу» на гастролях всегда нелегко. «Публике легче смотреть постановку, когда они уже знают стилистику работ Дмитрия Крымова, — говорит актриса. — Мы не просто иллюстрируем произведения, а, скорее, вдохновляемся ими и присваиваем отдельные темы — мы всегда в диалоге со временем. Я переживала, что прибалтийской публике будет сложно, но в итоге оказалась приятно удивлена: местные зрители открыты новому опыту, и их поддержка ощущалась с первых минут».
Латвия: мастер-класс Крымова и деревья от артистов БДТ
«Золотая Маска в Латвии» младше фестиваля в соседней стране всего на год. За 14 лет у фестиваля появилась не только постоянная публика, но и собственные традиции. Главная — посадка деревьев в парках Риги. «Фестиваль — это всегда праздник, — говорит руководитель пресс-службы “Золотой Маски в Латвии” Марина Насардинова. — Поэтому мы придумали такую добрую традицию — как напоминание о гастролях российских театров. Например, Константин Райкин посадил здесь райскую яблоню, а Елизавета Боярская — боярышник».
В этом году деревья сажают артисты петербургского БДТ имени Товстоногова. В столицу Латвии они привезли спектакль «Слава» по пьесе Виктора Гусева. Режиссер постановки Константин Богомолов в Латвии считается «своим»: одно время он работал в театре в Лиепае. Помимо «Славы» в Риге (а еще в Вентспилсе) показали еще одну его работу, спектакль МХТ имени Чехова «Мужья и жены» по мотивам фильма Вуди Аллена.
Гастроли «Золотой Маски» проходят сразу в четырех латвийских городах: Риге, Лиепае, Резекне и Вентспилсе. Кроме спектаклей Богомолова здесь, как и в Эстонии, показывают «Сережу» МХТ имени Чехова и «С_училища» Театра имени Пушкина. Последний привез в Латвию и еще одну работу — «Обещание на рассвете». Художественную автобиографию Ромена Гари адаптировал для сцены молодой режиссер Алексей Кузмин-Тарасов. Главную роль в постановке исполняет обладательница «Золотой Маски» Александра Урсуляк. В этом году она вместе с фестивалем проехала по многим российским городам — от Новосибирска до Южно-Сахалинска.
«Мы не первый раз привозим в Латвию наши спектакли. — говорит актриса. — Но, например, в Лиепае я до этого никогда не была. Это просто замечательный город: с морем и фантастическими пляжами. Вообще гастроли всегда полезны — они по-новому раскрывают спектакли. Я с трудом представляю, как раньше артисты уезжали в туры на месяцы, я бы не выдержала. Но уехать на неделю всегда здорово. За это время успеваешь и поработать, и отдохнуть, и пообщаться с коллегами, и соскучиться по дому».
Насыщенной в этом году оказалась и образовательная программа фестиваля. Например, Дмитрий Крымов провел мастер-класс для студентов Латвийской академии культуры под названием «Действенный анализ произведения Шекспира “Гамлет”». Один из участников мастер-класса, молодой актер и режиссер Андрис Зеленка рассказывает, что это был редкий шанс пересмотреть собственные взгляды на современную режиссуру. «Я записывал буквально каждое слово, сказанное Крымовым, старался вообще ничего не упускать, — говорит Зеленка. — Многое казалось мне новым и совершенно неожиданным. Думаю, теперь я буду иначе подходить к созданию спектаклей: по-другому работать с актерами и воспринимать тексты произведений. Это крайне впечатляющий опыт».