Лучшее за неделю
18 ноября 2019 г., 16:56

Пожалуйста, потрогайте экспонаты. Что делают музеи, чтобы мы в них ходили

Читать на сайте
Фото: Andrii Leonov/Unsplash

Дети

Совсем недавно считалось, что детям в музее не место: якобы ребенок обязательно будет кричать, бегать и трогать руками экспонаты, а потом устанет, начнет капризничать и испортит взрослым всё удовольствие. Часто именно так и бывает. Но теперь интересные детям программы и доступная для них среда — это главный музейный тренд: так они растят свою новую аудиторию. Ведь если человек с младенчества привык ходить в музеи и связывает с ними приятные воспоминания, он и во взрослом возрасте о них не забудет.

Очаровывать посетителей можно буквально с рождения: в каждом уважающем себя музее есть комната, где можно спокойно покормить младенца, а многие неповоротливые старинные институции обновляют правила, чтобы мамы с колясками тоже могли спокойно ходить по залам, и устраивают для них специальные экскурсии. Для детей постарше открывают специальные залы с интерактивными экспонатами, где всё (или хотя бы что-то) можно пощупать и подергать. Первый музей, полностью предназначенный для детей, появился в 1899 году в Бруклине — и сегодня там жизнь кипит: сейчас, например, в музее проводят «медленный фестиваль», посвященный ленивцам и другим медленным животным.

Даже «скучные» музеи классического и современного искусства, которые не строились для детей, уже неплохо умеют с ними общаться: сегодня при каждом крупном музее есть как минимум один кружок для детей, а экскурсии ведут педагоги, которые не дают дошкольникам заскучать. Они не просто читают лекции, а вовлекают детей в разговор — с интересными вопросами, играми, рисованием и даже танцами. 

Для тех, кто просто пришел с родителями, тоже есть развлечения — для этого стоит перед визитом заглянуть в музейный магазин и на сайт. Там, скорее всего, найдутся рабочие тетради с продуманными короткими маршрутами по экспозиции, музейные дневники, раскраски по мотивам коллекции или листы с заданиями вроде «найди на этой шпалере всех спрятавшихся животных» или «дорисуй человечка Малевича». Только посмотрите, какую красивую интерактивную карту для детей нарисовали в музее Метрополитен в Нью-Йорке (еще на сайте можно познакомиться с экспонатами — в «машине времени»). 

Фото: Markus Spiske/Unsplash

Подростки

Подростки — самая трудная аудитория и для их собственных родителей, и для культурных учреждений. Если ребенка можно увлечь почти любой темой, то к язвительным, застенчивым и во всем сомневающимся тинейджерам нужен другой подход. Лучше всего это понимают сами подростки, поэтому музеи обращаются к ним за помощью: например, в лондонской Национальной галерее ежегодно собирают комитет старшеклассников, которые изучают работу музея и создают собственные программы. 

В проектах для подростков часто говорят на сложные темы, связанные с идентичностью, этикой, проблемами современного мира и историческими травмами: музейные экспонаты и произведения искусства могут стать отправной точкой для обсуждения сложных вопросов о мире. Например, в проекте Третьяковки «Суть вещей» две группы подростков с разным бэкграундом изучали и интерпретировали натюрморты XX века из музейной коллекции. 

Лучший способ покорить подростка — оставить его в покое и дать ему возможность заниматься тем, чем нравится. Зацикливаться на музейной коллекции совсем не обязательно: по вечерам и в выходные во многих музеях проходят лекции, концерты, перформансы и вечеринки, на которые приятно прийти даже тем, кого травмировали многочасовым шатанием по музейным залам в детстве. А еще подростки — главные любители соцсетей, и музеи под это подстраиваются: теперь вам зачастую не только разрешат фотографировать в каждом зале, но и предложат сделать селфи с экспонатом и выложить под специальным тегом #museumselfie (и даже проведут специальный инстаграм-тур!).

Фото: Redcharlie/Unsplash

Пожилые люди

Хотя сейчас музеи — не самое популярное развлечение среди пенсионеров, они хорошо относятся к культурным вылазкам (особенно в компании друзей или семьи), и музеи все больше интересуются именно аудиторией старшего возраста. Ведь пожилых людей в мире становится всё больше, они здоровее и энергичнее, чем их родители в том же возрасте. Они бурно дискутируют об искусстве, придумывают выставки и ведут экскурсии, причем не только для сверстников, но и для внуков. В практике западных музеев уже немало трогательных проектов для всей семьи: например, Национальный музей Ливерпуля устраивает мероприятия When I was little («Когда я был маленьким»), на которых бабушки и дедушки вместе с внуками 3–7 лет изучают музейные коллекции. Пенсионеры часто становятся музейными волонтерами и медиаторами, которые помогают другим людям открывать искусство. А в Швейцарии есть технический музей компании «Заурер», который вообще полностью управляется волонтерами старшего возраста! 

Хотя современные бабушки и дедушки не менее активны, чем молодые люди, музеи поняли, что все-таки полезно учитывать их физические ограничения — и для начала поставить побольше диванов и складных стульчиков. На этой идее основывается принцип универсального дизайна, который сейчас активно применяют и в музеях: если делать вещи, подходящие для пожилых, детей и людей с инвалидностью, то будет удобно и всем остальным. 

Фото: Christian Regnan/Unsplash

В этом году в Москве запустился первый «Музейный СтарТрек» — это творческая лаборатория для горожан старшего возраста, которая завершится в марте 2020-го. Организаторы выбрали для первого сезона четыре музея разной тематики: занятия пройдут в Третьяковской галерее, музее-заповеднике «Царицыно», Музее космонавтики и Государственном музее обороны Москвы. Во всех этих музеях пожилые москвичи смогут не только познакомиться с коллекциями, но и разработать собственные проекты — стать кураторами, медиаторами и экскурсоводами.

«Это эксперимент: мы пока не знаем, какие именно проекты получатся у участников программы, — объясняет начальник службы развития малых музеев Третьяковской галереи Татьяна Гафар. — Это могут быть выставки, авторские экскурсии, семейные маршруты для походов в музей с детьми и внуками. Главное — что люди старшего возраста примут активное участие в культурной жизни Москвы и смогут не просто узнать что-то новое о музее, а получить осязаемый результат, которым будут гордиться». 

Присоединиться к группам можно до конца ноября, а узнать больше о проекте — здесь.

Автор: Ксения Петрова

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Обсудить на сайте