«Игра престолов» по-русски. Путешествие по зимнему Алтаю
Первое королевство Алтая: пятизвездочный Дорн
Вот уже четыре часа мы — шесть журналистов и два блогера — сидим в аэропорту Внуково. Туроператор Anex Tour и Ростуризм пригласили нас в путешествие по зимнему Алтаю, но в Горно-Алтайске метель, поэтому рейс задерживают уже в третий раз. «Я на прошлой неделе вообще не улетела, — говорит краснощекая женщина в меховой шапке, сидящая на скамейке напротив нас. — Восемь часов просидела тут, а в итоге самолет отменили».
Нам повезло больше: еще через два часа мы, наконец-то, садимся в самолет, а еще через четыре с половиной — около трех часов дня по местному времени — приземляемся в Горно-Алтайске.
В аэропорту нас встречает местная женщина — смуглая, кареглазая, широкоскулая. На голове у нее традиционная национальная шапка, похожая на купол. Зовут ее Сынару, в переводе с алтайского — «чистая душа». Сынару работает начальником отдела в местном Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма. В ближайшие дни она будет везде нас сопровождать.
Сынару везет нас в Altay Resort — пятизвездочный природно-оздоровительный комплекс, который находится в 40 километрах от Горно-Алтайска. Все дороги занесло снегом, поэтому едем мы медленно. На подъезде к отелю делаем остановку: дорогу переходит табун лошадей.
В общей сложности путь от дома до Altay Resort занял у меня 12 часов. Примерно столько же лететь до южноамериканского Перу. Но, кажется, оно того стоило. Несмотря на то что за окном минус 25, в Altay Resort царит атмосфера южного курорта класса люкс: роскошные номера, несколько ресторанов, спа-центр, банный комплекс, бассейн, кинозал, конгресс-центр с залами для переговоров, вертолетная площадка и даже собственный медицинский центр.
Формально центр принадлежит сети клиник МЕДСИ, но по факту сильно отличается от своих «собратьев». Центр специализируется, в том числе, и на альтернативной медицине: здесь ставят пиявки и предлагают пантовые ванны.
Пантовыми ваннами на Алтае лечат все: от заболеваний сердечно-сосудистой системы до бесплодия. Раствор для них готовят из рогов оленя-марала — пантов. Заготовка пант не приносит животным страданий: панты срезают в период с конца мая по начало июля, когда у маралов происходит пик гормональной активности и повышается кровяное давление. Из-за этого активизируется рост рогов: они растут так быстро, что не успевают ороговеть и остаются мягкими.
Срезанные рога замораживают, а потом весь год используют для приготовления ванн, лекарственных препаратов, настоев и косметических средств. «Чтобы приготовить “бульон”, мы вывариваем панты шесть часов в специальном аппарате — пантоварке, — рассказывает врач клиники Надежда Гуськова. У нее певучий голос и немного лукавый взгляд, как у истинной дорнийки. — Когда рога варятся, стоит резкий неприятный запах. Но готовый “бульон” пахнет уже не так сильно».
Одна ванна в Altay Resort стоит 4500 рублей. Для того чтобы ощутить эффект в полной мере, нужно пройти курс из 7–10 ванн. Сэкономить можно, если приехать на Алтай летом, в период заготовки пант. В это время на маральниках — хозяйствах, где разводят оленей-маралов, — ванны стоят значительно дешевле: от 700 до 1000 рублей. Правда, эти ванны отличаются не только по цене, но и по технологии приготовления: на маральниках ванны наполняют кровью, которая льется при срезке рогов.
Силы природы: Винтерфелл Алтая
Телецкое озеро, куда мы отправляемся на следующий день, — второе в России по объему запасов пресной воды. «По-алтайски Телецкое озеро называется Алтын-Кёль — золотое озеро», — рассказывает Сынару по дороге. Рядом с ним и правда есть золотые месторождения.
Сынару рассказывает нам легенду о том, как в озере появился драгоценный металл. Когда-то давно на алтайскую землю пришел голод. Когда есть стало совсем нечего, один алтаец решил обменять на еду свое единственное богатство — кусок золота размером с конскую голову. Он обошел все юрты в своем селе, потом отправился по соседним селам, но еды не было нигде, и его золото никто не хотел брать. Отчаявшись, алтаец забрался на гору Алтынту, проклял богов, бросил с размаху золото в озеро и сам бросился следом. С тех пор озеро и называют золотым.
Сынару считает, что все алтайские легенды похожи друг на друга, потому что так или иначе объясняют особенности места. Несмотря на активную деятельность алтайской духовной миссии в XIX веке и почти 70 лет жизни при советской власти, на Алтае до сих пор широко распространены традиционные верования.
Алтайцы, прямо как северяне из «Игры престолов», верят в «старых богов» — безымянных духов, живущих в каждом дереве, скале или ручейке. Боги природы всегда оказываются сильнее человека.
Тем временем наш микроавтобус подъезжает к горнолыжному комплексу «Телецкий», расположенному в семи километрах от самого озера. К озеру ведет заснеженная лесная дорога, проехать по которой можно только на специальном транспорте, поэтому часть нашей группы садится в джип-УАЗ, а те, кому не хватило места в джипе, — я в их числе — в «буханку».
Наша «буханка» едет первой. Машину немного потряхивает, но в остальном ничто не предвещает беды, пока на горизонте не появляется встречный автомобиль. Двум машинам на этой дороге не разъехаться. Мы съезжаем на обочину, но выехать обратно уже не можем: колеса увязли в снегу.
На улице около минус 20 градусов. Пешком до озера в гору идти 4 километра; вниз до горнолыжной станции — чуть меньше. Выйти из «буханки» через боковую дверь невозможно из-за сугробов, приходится вылезать через заднюю. На дороге стоят укутанные в сто одежд наши коллеги из уазика. Они тоже застряли. Атмосфера такая, словно вот-вот из леса на нас нападут одичалые.
Час спустя мы наконец-таки добираемся до озера. Под саундтрек из фильма «Жара» нас отвозит туда на своем Land Cruiser начальник по безопасности горнолыжного комплекса «Телецкий». О фоновой музыке в путешествии, кстати, стоит сказать отдельно: приготовьтесь открывать для себя русскую поп-сцену. Мой личный алтайский хит-парад возглавляет песня с припевом: «Одеваюсь по погоде, раздеваюсь по любви».
Королевская гавань: горнолыжная столица Алтая
Помимо «Телецкого», в республике есть еще несколько горнолыжных комплексов. Самый крупный — «Манжерок» — следующий пункт нашего путешествия.
«Манжерок» находится на озере с одноименным названием, у подножия горы Малая Синюха. Из-за наплыва туристов экология Манжерока страдает. В 2017 году местные власти почистили озеро, но вместе с мусором и илом из него практически полностью исчез водяной орех чилим, занесенный в Красную книгу.
Исчезновение дьявольского ореха — так в народе называют чилим из-за его необычной формы — привлекло внимание «правящей династии» — Сбербанка, которому принадлежит контрольный пакет акций горнолыжного комплекса. В сентябре 2019 года Греф лично приехал в «Манжерок» открывать канатную дорогу, строительство которой обошлось в 1,4 миллиарда рублей, обвинил местные власти в хищениях и пообещал, что впредь Сбербанк глаз не спустит со своих владений.
На новой канатной дороге можно подняться на самую вершину горы Малая Синюха и увидеть местную «септу Бейлора» — позолоченную статую богини плодородия, которую установил тут пару лет назад местный шаман по имени Артем.
Говорят, что «золотой бабе» нужно потереть грудь (правую — по часовой стрелке, а левую — против) и загадать желание. Обычно проход к изваянию платный, но нам повезло — сегодня у билетеров, похоже, выходной.
Неподалеку от «золотой бабы» стоит кафе, стилизованное под традиционное алтайское жилище — аил, юрту с круглым отверстием в крыше. Я захожу туда погреться и знакомлюсь с Мадием — поваром, официантом и владельцем аила в одном лице. В отличие от билетеров, «охраняющих» статую, он работает без выходных: каждый день с 9 утра до 5 вечера. Мадию 73 года, и бизнес он открыл уже после выхода на пенсию. В молодости он занимался греко-римской борьбой, стал первым в республике мастером спорта в этой дисциплине, потом долго тренировал молодежь.
Мадий не верит ни в «золотую бабу», ни в «старых богов». На стене его аила висит большой плакат, на котором Мадий изображен с олимпийским факелом в руках: на Олимпиаде 2014 года он был одним из факелоносцев.
Цитадель: как чистить чакры по-алтайски
В «Манжероке» мы проводим три дня, после чего отправляемся на экокурорт «Марьин остров». В 2009 году в «Марьином острове» останавливался Владимир Путин. Он даже оставил короткий отзыв в гостевой книге.
«Марьин остров» выглядит внушительно, но в то же время достаточно аскетично — прямо как Цитадель, где готовили мейстеров для всех семи королевств. Здесь нет отдельных шале, ресторанов и палаток с сувенирами. На берегу реки Чемал стоит одно большое здание — сам отель, а вокруг него — десять деревянных изваяний — тотемов. Пока мы идем от автобуса до входа в отель, я замечаю, как мужчина подходит к одному из тотемов и обнимает его.
В холле нас встречает женщина с кулоном для ароматерапии в виде амфоры на шее и светлой норковой шубой в руках. Это Нина Хабарова, директор экокурорта. «На базе нашего курорта мы реализуем концепцию долголетия, — рассказывает Нина. — Мы предлагаем отдыхающим выбор из 8 оздоровительных программ. Каждая из них делится на три уровня: исцеление физического тела, восстановление энергетики и развитие через получение правильных знаний».
О «великом мейстере» — Григории Марьине, идейном вдохновителе и разработчике «концепции долголетия», — здесь говорить почему-то не любят, хотя его имя фигурирует почти во всех брошюрах с целебными рекомендациями и описаниями программ. Персонал отеля ограничивается дежурными фразами вроде «целитель», «великий ум» и «просветленный человек». В интернете о нем тоже ничего не написано.
Справедливости ради надо сказать, что постояльцев «Марьина острова» никто не заставляет обнимать деревянные статуи и получать «правильные знания» из книг с названиями вроде «Реальность и магия высшего разума» и «Картина мира в представлении спецслужб». В стоимость путевки на курорт входит только первая ступень, связанная с физическим воздействием на организм. Тут, как и в Altay Resort, есть свой медицинский центр с массажем и пантовыми ваннами, спа-центр и бассейн.
При желании просветлиться сделать это можно абсолютно бесплатно. Например, проанализировать состояние души с помощью ГРВ-диагностики — методики исследования биополя человека. Выглядит процедура следующим образом: вы засовываете по очереди пальцы обеих рук в сканер отпечатков пальцев, а специальная программа на компьютере обрабатывает их и выдает результат.
Расшифровкой полученной картинки с разноцветными шариками — так схематически изображаются чакры — занимается специалист по ГРВ-диагностике, молодая девушка по имени Дарья. Она же дает советы, как их можно подзарядить. Самый простой способ — прийти в ресторан «Марьина острова» и сесть за столик с номером вашей слабой чакры.
Красная жрица и иррациональность
В 2014 году «Марьин остров» чуть было не стерло с лица земли во время сильного наводнения. Многие на Алтае верят в то, что оно случилось по вине принцессы Укока — мумии, которая хранится в Национальном музее республики.
Мумифицированное тело девушки обнаружили в 1993 году во время раскопок кургана на плоскогорье Укок. Сверху в кургане находилось захоронение эпохи железа, а под ним — еще одно, более древнее, где и нашли мумию. Вход в нижнюю гробницу был замурован льдом, поэтому тело сохранилось до наших дней почти в первозданном виде. На нем видно даже татуировки.
Из-за богатого убранства гробницы мумию тотчас окрестили принцессой. Позже выяснилось, что девушка была скорее жрицей, нежели представительницей царского рода, может быть, даже огненной, как Мелисандра из «Игры престолов».
До 2012 года тело принцессы Укока «покоилось» в музее Института археологии и этнографии в Новосибирске, но на Алтае многие были этим недовольны, в том числе Совет старейшин республики. Люди требовали «возвращения принцессы» на родину. Под «возвращением» имелось в виду ее повторное захоронение.
Новосибирский музей пошел на уступки. Принцесса вернулась на родину, но музейщики предусмотрительно передали мумию алтайским коллегам лишь на временное хранение. Поэтому захоронить принцессу по-прежнему нельзя, а посмотреть на мумифицированную жрицу может любой турист. Правда, для этого нужно запланировать поход в музей на те дни, когда луна находится в растущей фазе: на старую луну мумию не показывают — плохая примета.
В день, когда наша группа пришла в музей, луна уже начала стариться, и посмотреть на жрицу мы не смогли. Но на экскурсию в зал, где она хранится, все-таки попали. Нашим экскурсоводом была образованная алтайка с серьезным лицом и немного грубыми манерами. Она попросила не записывать на диктофон то, что она говорит. Наверное, не хотела, чтобы кто-то из нас писал о ней, но я не могу удержаться. Одна из последних фраз, сказанных ею, мне очень хорошо запомнилась и без диктофона:
«Как человек с высшим образованием и как научный сотрудник, я понимаю, что это — мировое достояние, но как носитель традиционной культуры, я хочу, чтобы ее похоронили и оставили в покое. Во мне все-таки преобладает иррациональное».
***
Вот уже два часа наша группа из журналистов и блогеров сидит в аэропорту Горно-Алтайска. На улице идет небольшой снег. По громкой связи объявляют, что наш рейс задерживают из-за погодных условий. Мое иррациональное радуется и надеется на то, что мы, как та женщина из Внуково, не улетим сегодня и останемся на Алтае еще на неделю.