Как реагируют на обратную связь люди разных полов
Межличностные границы
Одинаково ли мужчины и женщины относятся к обратной связи? Если коротко — то нет. Развернутый же ответ потребует еще нескольких глав, и понять его будет не так просто. Но мы хотим привести несколько примеров исследований, которые подтверждают: женщины и мужчины по-разному реагируют на обратную связь. Затем мы постараемся показать, как применить эту информацию на практике.
Исследования показывают, что мужчины более склонны защищать свою репутацию, чем женщины. Они могут не попросить об обратной связи, даже если будут очень в ней нуждаться. На практике это значит, что вам нужно самим предоставлять обратную связь мужчинам в своей команде. Не ждите, что они вас об этом попросят.
Женщины в большей степени склонны принимать во внимание опыт того, кто дает обратную связь, надежность этого человека. Главный страх для них — показаться некомпетентными, если только (и здесь скрывается сложность) обратную связь дает им не другая женщина. Что все это означает на практике? Если вы — руководитель-мужчина, то вполне вероятно, что ваши подчиненные-женщины будут прислушиваться к вам и активно просить об обратной связи. Если вы женщина на высоком посту, активно работайте над тем, чтобы построить с сотрудниками доверительные отношения.
Исследования также подтверждают, что женщины восприимчивы к информации о собственных успехах, в то время как мужчин больше заботит, как работают другие. Когда женщине говорят, что ее эффективность ниже среднего, она рассматривает это как показатель своих способностей в целом. И здесь руководителю необходимо обратить внимание на то, что из этого следует. Давая обратную связь женщинам, учитывайте, что они склонны к обобщениям — а это может сделать вашу обратную связь перегружающей, и в результате сотрудник окажется неспособен сфокусироваться на требуемых изменениях. Следите за конкретностью своей обратной связи!
Мужчины и женщины также по-разному реагируют на обратную связь, касающуюся их сравнения с другими. Научные исследования показывают, что женщины, как правило, реже мужчин берутся за рискованные задачи. Но когда женщинам — участницам исследования с результатами работы выше среднего давали обратную связь (например, «Вы справляетесь лучше, чем 70% группы»), готовность взяться за рискованную задачу возрастала почти на 20%. Как применить это на практике? Если вы даете обратную связь женщине, которая справляется с работой лучше коллег, обязательно отметьте это в разговоре — тогда она с большей вероятностью примется за дальнейшее совершенствование. Но хотя эта сравнительная оценка эффективности полезна для женщин с высокими показателями, она может привести к неуверенности в себе и снижению самооценки у женщин с более низкими результатами. Как учесть это на практике? Сравните показатели такой женщины с ее предыдущими более высокими результатами или с ожидаемыми — только избегайте сравнений с другими людьми.
В том же исследовании было обнаружено, что мужчины (включая тех, чьи показатели были ниже среднего уровня) с самого начала готовы браться за рискованные задачи. Предоставление им обратной связи об их эффективности по сравнению с другими не особенно влияло на их решение взяться за сложное задание или отказаться от него. Так что просто давайте им обратную связь.
Еще одно различие в предоставлении обратной связи представителям разного пола называется «эффект неожиданности». Исследователи обнаружили, что женщины чаще меняют поведение, когда получают неожиданную обратную связь. Они восприимчивы к новой информации. Чтобы воспользоваться этим на практике, подумайте, что может добавить элемент неожиданности. Возможно, это приведет к поиску нового источника информации, пересмотру сообщения, добавлению свежих примеров или указанию на последствия, которые не обсуждались ранее. Такие тактики вносят в обратную связь элемент новизны, а это, как показывают исследования, увеличивает вероятность изменений к лучшему. Только не путайте «удивление» и «Что за #$%@?!». И, конечно, это не повод «копить» обратную связь, а в конце года внезапно предоставить ее с криком: «Сюрприз!»
Интересно, что для мужчин «эффект неожиданности» не работает. Так что еще раз повторимся — просто давайте им обратную связь!
Это ни в коем случае не исчерпывающий перечень гендерных различий в отношении обратной связи. Наша цель — дать вам понять, что значительные различия на самом деле существуют (см. ТАБЛИЦУ 5).
Однако если вы сомневаетесь, придерживайтесь метода разговора начистоту. Поверьте, что предоставление понятной информации о важных причинах, текущих показателях и четких ожиданиях того, что должен делать ваш сотрудник, возьмет верх над индивидуальными различиями.
Предоставление обратной связи представителям других поколений
Когда люди спрашивают, как дать обратную связь миллениалам, наш стандартный ответ: «Наедине, тактично и следуя методу разговора начистоту. Словом, точно так же, как и всем остальным».
Не верьте мифу о разнице поколений. Сейчас так много шумихи вокруг «эгоцентричности, излишней чувствительности и нелояльности» миллениалов! Большая ее часть — неправда, во многих случаях раздуваемая представителями отраслей подготовки руководящих кадров и консалтинга. Одно из самых подробных исследований в этом направлении (его результаты описаны в отчете о метааналитическом исследовании и недавней итоговой научной статье) провел доктор Дэвид Костанза и его коллеги из Университета Джорджа Вашингтона. Они окончательно развенчали распространенную концепцию о том, что различия сотрудников в удовлетворенности работой, лояльности к организации или готовности сменить место работы можно объяснить исключительно тем, что одни из них родились на несколько десятилетий раньше или позже других.
Практический подтекст ясен. Если вы откладывали жесткую обратную связь из-за страха перед тем, как она повлияет на представителя поколения Y или миллениала, то больше вам бояться нечего.
Вместо этого следуйте нашим принципам. Если определяющим фактором является опыт, а не возраст, то скорректируйте свою обратную связь соответствующим образом. Обратная связь для опытного профессионала будет звучать, выглядеть и восприниматься по-другому. Однако в обоих случаях действует общий принцип: «Скажите мне, почему это важно», «Скажите мне, как я справляюсь с работой» и «Скажите мне, что делать».