Руководитель Aviasales Макс Крайнов: После многомесячного заточения люди будут готовы тратить деньги на путешествия
Пандемия практически остановила авиаперелеты во всем мире. Такого падения рынок авиаперевозок не видел никогда. Если говорить о цифрах, то количество перелетов сократилось на 90%. По сути, людям просто запретили летать на неопределенное время.
Отрасль терпит колоссальные убытки, и пока сложно прогнозировать, когда все придет в норму. Авиакомпании сейчас столкнулись с огромным количеством возвратов и пошли на вынужденные полумеры — ввели ваучеры, которые заменили возврат денег за билеты. В дальнейшем их можно будет использовать в счет частичной или полной оплаты какого-либо перелета. Сейчас непонятно, как и когда люди смогут ими воспользоваться, но, по сути, речь идет об образовании вторичного рынка билетов, который рискует стать «черным». Уже сегодня в соцсетях можно встретить объявления о продаже ваучера на 100 евро за 70 евро, потому что человеку нужны деньги сейчас, а не перелет в будущем. При этом у каждой авиакомпании свои четкие правила касательно ваучеров, и конечный покупатель в такой сделке рискует остаться ни с чем.
Некоторые авиакомпании говорят, что если человек не воспользовался своим ваучером на протяжении определенного срока, то со временем он получит полную стоимость ваучера. Я бы на это не рассчитывал: одно дело для авиакомпании оказать услугу с добавленной стоимостью, другое — вернуть полную сумму спустя какое-то время.
Многие опасаются, что после отмены карантинных мер авиакомпании резко поднимут цены на билеты. Но любую авиакомпанию, которая поступит подобным образом в условиях общего кризиса, ждет настоящий пиар-кошмар: люди отреагируют негативно и с максимальной оглаской.
Несмотря на все сложности и неопределенность, уже сейчас появляется спрос на авиабилеты — мы видим заинтересованность и во внутренних перелетах, и в бронировании билетов в другие страны «на будущее». Говорить, что худшее позади, рано, но и российский рынок, и люди очень ждут хороших новостей. Даже когда российские государственные деятели рекомендуют людям не летать за рубеж.
В самом начале кризиса мы в Aviasales начали писать и прорабатывать сценарии развития событий. Пока мы думаем, что делаем все правильно: не увольняем людей, не сокращаем зарплату, оптимизируем маркетинг, разбираемся с контрагентами, которые должны нам денег, и поддерживаем дружественные отношения с банками.
Мы предполагаем, что к июлю 2020 года режим самоизоляции будет снят и в стране начнет расти количество внутренних перелетов. После многомесячного заточения люди будут готовы потратить оставшиеся деньги на путешествия. В октябре, на наш взгляд, наладится сообщение между столицами разных стран и крупными городами России: начнут летать рейсы Москва — Париж, Санкт-Петербург — Милан и другие. Где-то в рождественский период потихонечку начнут летать рейсы с пересадкой через аэропорты-хабы. Такие перелеты есть и сейчас. К примеру, Etihad Airways на днях открыли рейс Лондон — Мельбурн с остановкой в Абу-Даби, но во время нее люди несколько часов сидят в своем самолете без возможности выйти. По сути, это прямой рейс с остановкой — мы же говорим именно о рейсах с пересадкой.
Конечно, авиакомпании будут вынуждены «жить» по новым правилам и соблюдать строгие меры безопасности. Это вряд ли будет способствовать глобализации и повлечет за собой массу затрат и организационных сложностей. Люди будут вынуждены проводить в аэропорту гораздо больше времени и тоже адаптироваться к новым правилам. Тем не менее самолет, который летает, всегда лучше, чем самолет, который стоит без дела. Так же и с путешествиями.
Подготовила Саша Чернякова
«Сноб» совместно с Ассоциацией независимых директоров публикует серию материалов в рамках рубрики «Лучше будет», где эксперты и представители малого и среднего бизнеса говорят о проблемах, с которыми столкнулись разные отрасли во время пандемии, рассказывают, как лично им удалось переориентировать свой бизнес и в чем они видят возможности для роста.