Кирилл Сиваковский: Зачем современному школьнику предпринимательские проекты
Ни для кого не секрет, что предпринимательская культура в России развита крайне слабо. И если мы хотим развивать предпринимательство в стране, необходимо это делать с самых ранних лет. Взрослый человек за годы жизни обрастает тревогами, психологическими защитами, убеждениями, его внутренний мир костенеет. Занимаясь обучением предпринимателей более 5 лет, я все больше убеждаюсь, что, если ты хочешь сделать из человека предпринимателя, тебе необходимо оказывать влияние на те аспекты его психики, которые сформировались еще в детстве.
Школьное мышление
Ребенок с детства привыкает выполнять задачи не с целью практического применения, а для того, чтобы его оценили. После оценки результат работы школьника больше не нужен. В этом корень всех зол. Человек годами привыкает стремиться к внешней оценке по надуманным критериям, а не к реальному, живому, применимому где-либо результату. Жизнь и ее требования в подобной среде заменяются фантазиями и теоретизацией. Эти фантазии к тому же многократно усиливаются страхом провала. Ведь школа учит нас, что ошибаться нельзя. Значимость твоей деятельности измеряется баллами, а ошибки понижают твои оценки. Ребенок неизбежно отождествляется со своей деятельностью, и вот уже ошибка понижает не просто оценку ребенка, но его собственную значимость.
Какого человека дает нам «школьное мышление»:
— не способного инициировать изменения из-за страха перед совершением ошибки;
— не понимающего, что такое реальный результат, ведь всю сознательную жизнь люди оценивали его за фиктивную деятельность;
— не желающего брать на себя ответственность (ведь если результат моей работы в жизни никем не применяется, значит, и смысла особо переживать за него у меня нет — реальные изменения всегда совершает кто-то другой);
— не желающего развиваться финансово. Ведь опыт школьника оторван от реальности. Школьник не понимает, насколько сложно заработать деньги, как их тратить, как они достаются родителю. Отсюда часто возникает страх денег, стыд за их заработок, страх оказаться успешнее родителей и многое другое.
Мы видим образ инертного, оторванного от реальности, безответственного человека, не желающего зарабатывать деньги или имеющего неадекватное представление о заработке. Это похоже на образ активного гражданина или успешного бизнесмена?
Что дают проектные предпринимательские программы в школе?
Изменить сложившуюся ситуацию возможно только одним способом — введением в школьную программу предпринимательства как проектной практической дисциплины. Уточняю, что под предпринимательством мы подразумеваем готовность человека воплощать свои идеи в жизнь, причем в любых сферах. А к этому можно начинать приучать в любом возрасте, чем раньше, тем лучше. Абсолютно для любого школьника возможно подобрать предпринимательскую модель. Студент, например, организует курсы английского для пожилых и монетизирует эту услугу. А второклассник организует украшение школьных кабинетов или примитивную биржу обмена стикерами «ВКонтакте». У одного предпринимательство коммерческое, у другого социальное. Оба примера на практике учат их реализации идей, преодолению трудностей, сотрудничеству, ценности труда и многому другому. Только так возможно сбалансировать односторонность школьной программы.
Это весьма расхожая практика в мировом образовании. Достаточно вспомнить недавнюю серию интервью, проведенных Юрием Дудем в Кремниевой долине. Один из героев рассказывал про свою дочь, которая уже в 5-м классе делает качественные презентации и знает основы венчурного инвестирования. Если мы хотим развивать предпринимательство, было бы вполне логично ориентироваться на опыт Мекки предпринимательства. Весь мир к тому же уже давно так и делает — образование как никогда соприкасается с нуждами реальной жизни.
Какие навыки развивает предпринимательское мышление?
Предпринимательство подразумевает практическую работу, которая реально оттачивает навыки, в то время как оценка учителя лишь имитирует развитие навыка. Например, школьник Павел пишет неразборчиво, учительница может ставить ему двойки и заставлять писать «ровнее» или «красивее», показывать примеры, как надо это делать. Пройдет время, и он действительно научится виртуозно повторять образец букв, данный учительницей. Но, если бы мы просто предложили Павлу написать записку продавщице с целью купить себе шоколадку, он начал бы писать разборчиво куда быстрее.
В нашей практике мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда у школьника есть значительные «лакуны» в образовании. И практическая проектная деятельность быстро их «заделывает». Например, было множество учеников средней школы, преимущественно 6–7-х классов, у которых были проблемы с математикой. С ней всегда много проблем, потому что это абстрактная дисциплина. Вы удивитесь, как быстро человек осваивает проценты и пропорции, когда он начинает считать простейшие конверсии и сметы. Потому что это реальность. Многие ученики средней и старшей школ доказывали нам, что орфография — это не для них, потому что в жизни она не особо важна. Они иначе посмотрели на ситуацию, когда им пришлось писать посты и коммерческие предложения, потому что там ошибок допускать нельзя.
Проект — это форма работы, наиболее подходящая для образовательных целей. Он требует четкого целеполагания, а этого зачастую не хватает даже взрослым, что уж говорить о подростках. У проекта есть сроки и этапы, это приучает человека к дедлайнам, взращивая ответственность за свое и чужое время. Оно, таким образом, становится осязаемой субстанцией, динамикой изменений, а не цифрами на часах.
Проект подразумевает командную работу. В нем объединяются разные люди. Участникам неизбежно приходится учиться общаться, руководить и подчиняться, преодолевать проблемы общения с внутренним и внешним миром во время работы в группе. Я должен выполнить работу так, чтобы ее потом могли использовать в практических целях мои коллеги, потому что в проекте все взаимосвязаны.
Проект позволяет пробовать на себе различные роли: продавец, руководитель, финансист, маркетолог. Это наилучший вариант профориентации, потому что ты на практике сталкиваешься с характером профессии. И наконец, проект — это «школа провалов», потому что «косячат» все, и это абсолютно неизбежно. Более того, между школьником и его ошибкой появляется третья «сущность» — проект. Это отдельное существо. Школьник Павел решает примеры и пишет контрольные, эта деятельность «выходит» из школьника Павла. Оценка этой деятельности — это оценка школьника Павла. Но школьник Павел — это не проект, проект — это коллективная сущность. Ошибаться в проекте не так страшно, тем более когда коллеги тоже постоянно ошибаются. Вы учитесь вместе преодолевать страх ошибок.
Если ребенок хочет помочь взрослому с покупками и случайно роняет пакет, многие родители снисходительно посмотрят на него и больше пакета ему не доверяют. Так появляются люди, которые боятся деятельности, потому что когда-то им создали ложную иллюзию, что деятельность — это не для них. В проекте группа детей учится носить пакеты сообща, помогая друг другу, они приучаются к тому, что ронять их не страшно, а иногда даже полезно.
Как выстраивать проектное предпринимательское образование в школе?
Полный цикл. Школьник должен сделать все сам. Идея должна быть его собственной, даже если учителю она кажется бредовой. Мы можем попытаться указать на несостоятельность идеи, но не «топтать» ее и тем более не придумывать ее за школьника. Он должен взять ответственность за идею на себя. Если он ошибется, мы поможем сменить идею. Это воспитывает в человеке толерантность к провалам. Он сделает один микростартап, потом второй, потом третий. При должной помощи со стороны взрослого ошибки будут учить школьника и оттачивать его навыки. Школьник должен научиться отказываться от идей, в которые он влюбляется. Он должен на практике познать принцип «я — это не мои идеи». Школьник должен довести идею до заработка, только тогда все принципы будут им усвоены. Он увидит, как мир зависит от его действий.
Мотивация менять мир вокруг заложена в каждом человеке, это то, что отличает человека как биологическое существо. В данном случае наша задача — убрать препятствия для реализации исконной природы человека. Именно это мы делаем, когда терпеливо ведем его к результату сквозь череду провалов.
Мотивация — это все. Мы говорили о важности практического результата. Тут необходима оговорка. Результат нужен не для того, чтобы школьник разбогател или запустил успешный проект. Главное — изменить его мышление. Для этого необходимо, чтобы ему было интересно, чтобы он был воодушевлен тем, что он делает. Лучше всего брать первые идеи проекта из интересов школьника, а первые продажи совершать в кругу семьи и сверстников. Так проще удерживать мотивацию на начальных этапах обучения. Постепенно он научится переносить неудачи, отказываться от плохих идей, находить общий язык с коллегами и «клиентами». Практические навыки, такие как продвижение, реклама, профессиональный бизнес-план, — это не фокус обучения.
Рефлексия. Очень важно, чтобы любой полученный опыт был осмыслен. Речь идет как о поверхностном течении проекта, так и о внутренних изменениях внутри коллектива и самого школьника. Важны эмоции, мысли, тревоги. Участник проекта должен прийти к максимально возможной осознанности всего, что происходит. Тогда проектная деятельность принесет плоды. Опыт без рефлексии имеет крайне незначительную ценность.
Важность учителя. Сегодня обычные школьные педагоги, к сожалению, не могут преподавать предпринимательство без получения дополнительной квалификации. Большинство учителей сами никогда не делали проектов, они не переживали этот опыт, поэтому не могут передать его другими. Обычному педагогу самому вначале необходимо пройти то обучение, которое потом будет проходить школьник. Иначе все обучение неизбежно скатится к привычным формальным оценкам за теоретическую работу. Поэтому мы оставили попытки прямой передачи методики школьным преподавателям и открыли полугодовые курсы переквалификации.
Сейчас предпринимательство в России фактически существует вопреки сложившейся системе образования. Мы надеемся, что когда-нибудь в каждой школе нашей страны будет хотя бы один преподаватель, следующий изложенным выше принципам. Тогда мы преодолеем «школьный mindset» и начнем создавать предпринимателей во всех сферах жизни. Будь то бизнес, научные открытия или уборка собственного двора.