Это «Победа». Как «Аэрофлот» завоевывает внутрироссийский рынок
Анастасия Дагаева, авиационный обозреватель, автор инстаграм-аккаунта AviaDagaeva
Пандемия коронавируса ускорила один важный процесс на российском авиарынке: гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, в конце концов, решился жестко разделить перевозки внутри группы. 14 июля Савельев рассказал о стратегии развития до 2028 года премьеру Михаилу Мишустину. А 16 июля совет директоров перевозчика стратегию одобрил. Цифры там развесистые и красивые, но суть как раз в разделении перевозок между «мамой» и «дочками».
Теперь по России преимущественно будет летать «Победа». Материнская компания оставит себе десяток самых прибыльных маршрутов типа Питера и Сочи, остальное — лоукостеру. «Аэрофлот» собирается отдать все свои 50 В737-800, предварительно переоборудовав их, — салон будет с маленьким шагом кресла, неподвижными спинками, без бизнес-класса. Согласно стратегии, тарифы на внутренние рейсы будут снижены на 30%. Это, конечно, ударит по всем остальным российским перевозчикам: S7, «Ютэйр», «Уральские авиалинии». А что? Отличный план. «Победа» со своим суровым сервисом и беспощадным маркетингом уже зарекомендовала себя таким бультерьером рынка. Ей не надо бояться за имидж и репутацию. Зато жесткими методами и низкими тарифами компания вполне может оттяпать заметную долю рынка. Самолеты и слоты отдаст «мама».
Предполагается, что именно «Победа» и будет давать главный прирост пассажиропотока: к 2028 году группа «Аэрофлот» планирует перевозить 130 млн человек, из них половина будет приходиться на лоукостера.
Вторая «дочка» — «Россия» — возьмет на себя всю «социалку». Иными словами, ей отдадут все региональные самолеты Sukhoi Superjet100 — сейчас их в парке больше 50 штук; всего контракт на 100 машин. Плюс на «Россию» же перепишут контракт на среднемагистральный МС-21. Летать «Россия» тоже будет внутри страны.
Но есть важный нюанс. Другие федеральные перевозчики выстроили неплохую маршрутную сеть между российскими городами, минуя Москву. Так, S7 раскатала маршруты от Новосибирска до Владивостока. Даже в пандемию внутренние рейсы выполнялись, что третий месяц подряд делает S7 крупнейшим перевозчиком. «Аэрофлот» с конца марта из-за закрытия границ лишился 95% трафика.
По новой стратегии, «Аэрофлот» будет премиум-компанией. Савельев сказал, что «Аэрофлот» не будет гнаться за пассажиропотоком. Он, как дорогой авиаперевозчик, будет летать только по дорогим маршрутам. И вообще, его конкурент — Qatar Airways.
Все классно в этой стратегии, вот только границы закрыты. И неизвестно, когда откроются. У «Аэрофлота» 94 международных маршрута в самые топовые города мира. Савельев спросил у Мишустина про дату открытия границ. Премьер кивнул на эпидемиологическую ситуацию.
Саша Воробьев, главный редактор медиа о путешествиях Perito Burrito
Очевидно, что на текущем этапе заявление «Аэрофлота» — скорее о намерениях, а не о фактах. Поэтому и отнестись к нему серьезно можно будет, только когда мы увидим первые действия.
Если стоимость перелетов снизится на 30%, как сказано в новой стратегии «Аэрофлота», то это будет очень здорово. Постоянные перелеты (не только по экстренным поводам, но и на отдых) сможет позволить себе большее количество людей. Тут все просто. Дальше все это работает как снежный ком — все больше людей узнают о лоукостерах по всему миру и учатся путешествовать.
Если «Победа» станет самым массовым российским авиаперевозчиком, как того хочет «Аэрофлот», судя по новой стратегии, то это может повлиять на среднюю стоимость перелетов. После появления на любом направлении рейсов «Победы» стоимость у других авиакомпаний имеет тенденцию снижаться. Но тут вопрос в том, что «Победа» — это «Аэрофлот», то есть государство. А S7 — частная авиакомпания и просто не может себе позволить уменьшать стоимость ниже определенной цифры.
Важнее тут не снижение цен, а доступность перелетов и связь городов в обход Москвы, открытие новых авиаузлов и вообще аэропортов. В России гражданских аэропортов меньше 300. Это очень маленькая цифра. До сих пор, чтобы попасть из одного региона в соседний, люди часто летают через Москву. Хочется верить, что снижение цен подстегнет развитие аэропортов, общей инфраструктуры и туризма, причем не только в откровенно туристических регионах. В России 75% населения составляют жители городов, поэтому, учитывая наши расстояния, связывать города авиасообщением — в принципе правильное решение.
Есть устоявшаяся логическая ошибка: «Победа» предлагает низкий уровень комфорта, поэтому некоторые считают, что с доминирующим положением компании снизится уровень комфорта у других авиаперевозчиков. У «Победы» все отлично с комфортом. Я фанат «Победы» и считаю ее лучшим, что происходило в российской современной авиации. У нее новые качественные самолеты (не «Сухие Суперджеты»), огромная маршрутная сеть. Также ты можешь сам выбрать все нужные условия полета и сэкономить. «Победа» почти не опаздывает, за ней стоит «Аэрофлот», — и это показатель того, что авиакомпания не закроется одним днем и не оставит тысячи людей за рубежом, как случилось с «ВИМ-Авиа» и другими.
К сожалению, из-за того, что авиаперелет до сих пор считается для большинства россиян событием, они хотят получить от него максимум: и бутерброд, и багаж, и откидывающееся кресло. А еще многим мучителен сам выбор: надо читать правила провоза багажа, докупать место в самолете. Тут срабатывает психология: увидел изначальную стоимость билета в 1500 рублей, обрадовался, а потом она внезапно увеличивается до 3000 — расстроился. И остается ощущение, что тебя обманули. Но нужно понимать, что у традиционных авиакомпаний ты сразу видишь 3000, а скорее всего, 5000–7000 рублей, и не можешь выкинуть из стоимости что-то тебе ненужное.
Соответственно, в установлении «Победы» в качестве главной авиакомпании страны вижу только преимущества. Россияне научатся летать, читать правила, не скандалить на стойках в аэропорту, регистрироваться онлайн, измерять ручную кладь и взвешивать багаж. Так наши жители просто смогут встроиться в мировую практику, которая никуда не уйдет и после коронавируса, да и вовсе может ужесточиться. Правда, и сотрудникам «Победы», особенно в регионах, стоит пожелать чуть большей дружелюбности.
В Юго-Восточной Азии благодаря Air Asia всем этим процедурам уже научились, хотя это и не до конца релевантный пример, так как Air Asia — очень лояльная к пассажирам авиакомпания. Британцы пышут ненавистью к Ryanair, но заполняют самолеты почти на 100%. Потому что авиаперелет перешел из категории «вау, я лечу на самолете, это one-time-experience» в «мне нужно перетерпеть три часа в самолете с сухим воздухом — возьму с собой крем и воду, с неоткидывающимся креслом — специально забронирую место с увеличенным пространством для ног, без еды — поем перед полетом дома и после в стране прибытия, чтобы попасть из Москвы в Милан/Барселону/Улан-Удэ/Минводы. Но билет я купил за две тысячи рублей и понимаю, что это недорого, поэтому терплю некоторые неудобства». В общем, стоит привыкать, что самолет — это способ добраться в нужную точку, а не уникальный опыт.
Подготовил Асхад Бзегежев