Лучшее за неделю
23 июля 2020 г., 17:57

Михаил Федотов: Как изменится работа банков и стартапов после пандемии

Читать на сайте

Что изменилось

Пандемия вскрыла проблемы банков, которые на самом деле возникли еще раньше. Даже самым традиционным мировым финучреждениям пришлось искать способ быстро организовывать дистанционное обслуживание клиентов и удаленную работу сотрудников. 

По прогнозу A.T. Kearney, в следующие три года в Европе банки закроют 40 тысяч отделений, 70% операций по открытию расчетных счетов, депозитов и оформлению кредитов будут происходить удаленно. Тем, кому не хватит ресурсов на инхаус-разработку, придется искать готовые решения. 

Казалось, что необанки и финтех-стартапы в этой ситуации находятся в выигрыше. За последние годы многие превратились из новичков рынка в серьезных конкурентов традиционных банков. Только у необанков, работающих в Великобритании, число клиентов по всему миру в 2019 году почти утроилось по сравнению с предыдущим и достигло 19,6 млн человек. Но сейчас многие из них сталкиваются с проблемой роста. Самый известный и быстрорастущий британский стартап Revolut в ходе международной экспансии обнаружил, что одной автоматизации недостаточно. Компании пришлось нанять больше 1000 специалистов по обслуживанию клиентов и топ-менеджеров с опытом в классических банках. 

Ограничения, введенные во время карантина, обострили проблемы необанков и стартапов. Тот же Revolut к концу 2020 года ожидает снижения выручки вдвое: число транзакций, на которых зарабатывал стартап, из-за закрытия границ сократилось на 45%. Инвесторы не готовы вкладываться в проекты, исходя из докоронавирусных оценок. Объем финансирования финтех-стартапов в первом квартале 2020 года, по данным CB Insights, достиг наименьших показателей с 2017 года. 

Недавний скандал с Wirecard усугубил ситуацию: мошенничество топ-менеджмента одного из самых дорогих стартапов в сфере цифровых платежей не добавляет инвесторам доверия к новым проектам. После пропажи со счетов Wirecard $2 млрд компания подала заявление на банкротство, рыночная стоимость стартапа с $28 млрд (на 2018 год) вскоре после этого упала до $3 млрд. Работа немецкого регулятора BaFin, который вовремя не обнаружил мошенничества, тоже подверглась критике в период расследования. 

В современных условиях стартапам приходится больше заботиться о своей репутации: для этого нужно искать новых партнеров и модели сотрудничества. 

Чего ждут клиенты     

Для банковских клиентов, по данным KPMG, из-за COVID-19 главными стали четыре фактора: возможность сократить расходы, простота покупки, доверие к бренду и цифровая безопасность. Зумерам и миллениалам при этом не важно, организация какого формата предоставляет им услуги: банк, необанк или финтех-компания — главное, чтобы она соответствовала их ожиданиям. Если немецкий N26 позволяет открыть счет в приложении за 8 минут и не требует комиссий за переводы, этого достаточно, чтобы привлекать новых клиентов. В 2020 году аудитория N26, по данным банка, достигла 5 млн человек.

Доверие к бренду и уверенность в безопасности сервиса при этом влияют на выбор пользователя наравне с ценой и удобством. Несмотря на отмену ограничений, введенных из-за коронавируса, потребители планируют чаще использовать мобильные приложения для получения услуг, и они хотят знать, что их данные защищены от мошенников. Для российских клиентов это не менее актуально: в 2019 году, по данным EY, страна заняла третье место в мире по уровню проникновения финтех-услуг, но их чаще предлагали сами банки. Нефинансовым компаниям, предоставляющим подобные услуги самостоятельно, были готовы довериться только 13% пользователей, в случае их сотрудничества с банками — уже 45%. 

Классическим банкам, чтобы выжить, надо снижать затраты на рутинные операции, улучшать персонализацию услуг и зарабатывать на небанковских цифровых сервисах: например, таких, которые помогают клиенту подобрать объект недвижимости и оценить его инвестиционную привлекательность. В этом могла бы помочь кооперация со стартапами, но не у всех банков хватает ресурсов и опыта для того, чтобы извлечь пользу из такого сотрудничества. 

По данным Capgemini, только 6% банков, работающих с финтех-компаниями, достигли результатов, на которые рассчитывали. Аналитики видят причины в том, что большинство банков инвестируют в IT и в улучшение клиентского опыта, но это внешние нововведения, которые не меняют систему изнутри. Более 70% стартапов также разочарованы после попытки сотрудничества: интеграции мешает запутанная организационная структура и разрозненная работа банковских подразделений. 

Как банкам и стартапам завоевать потребителя        

В Европе сделать сотрудничество между корпорациями, в том числе банками, и стартапами более эффективным помогают мультикорпоративные венчурные фонды. LP (партнерами) таких фондов являются институциональные инвесторы и корпорации из разных отраслей. Управляющие команды фондов помогают им отобрать проекты под свои цели и разделить риск инвестиций с другими партнерами. Стартапы, в свою очередь, получают доступ к большим данным для тестирования решений и могут опробовать свою технологию с клиентами из разных отраслей.

Один из самых известных фондов подобного типа — немецкий Capnamic Ventures — был основан в 2013 году. Сейчас он действует на территории Германии, Австрии и Швейцарии и фокусируется на стартапах в сфере искусственного интеллекта, Big Data, IoT, кибербезопасности, финтеха и других областей. Capnamic делает ставку на межотраслевое сотрудничество: среди партнеров фонда — крупнейший госбанк Германии KFW, коммерческие банки Commerzbank и Helaba, а также такие компании, как Cisco, маркетинговое агентство DuMont Digital и авиакомпания Hahn Air.

Все эти банки и корпорации имеют долгую историю. Создавать новые IT-системы и разрабатывать новые продукты собственными силами в их случае долго и дорого. Capnamic помогает банкам объединить свои усилия по цифровой трансформации и сохранить конкурентоспособность на постоянно развивающемся финансовом рынке. Роль фонда — в создании условий для того, чтобы технологии могли менять сложившуюся систему: даже в такой консервативной среде, какой являются банки.

Например, немецкий финтех-стартап NDGIT, получивший от фонда 4 млн евро в 2018 году, предлагает банкам тестировать решения более сотни европейских финтех-сервисов на API-платформе стартапа. С ее помощью стартапы показывают, как работает продукт на искусственных тестовых данных банка. Опробованные решения банки внедряют в свои системы в течение нескольких недель, а не лет. По данным компании, в 2020 году платформой пользовались 25 европейских банков, включая швейцарский UBS, австрийский BAWAG, немецкий Solarisbank и ряд других банков из более чем десяти стран. 

Банки, которые видят в стартапах лишь конкурентов, или стартапы, мечтающие «убить за два года все банки», вряд ли сумеют выжить на рынке в ближайшие годы. Чтобы завоевать потребителя, тем и другим нужно пересмотреть свою бизнес-модель и научиться использовать преимущества бывших противников. 

Обсудить на сайте