Юлия Доманова: Как маме найти время на себя, если дома грудной ребенок
Шаг 1. Найти время
Если посмотреть на расписание суток молодой мамы, станет очевидно: вариантов, где взять время, не так уж и много. Поэтому лучше использовать часы, когда ребенок спит.
В течение суток малыш отдыхает целую ночь и несколько раз на протяжении дня — можно попробовать выкроить четыре часа или даже больше. Когда процесс уже будет налажен и ребенок станет постарше, можно подключить няню — это еще два часа. Тогда почти половина дня будет оставаться на личные дела.
Но чтобы в «сонные» часы можно было полностью сконцентрироваться на своих личных занятиях, ребенок должен действительно хорошо спать. Нужно четко знать, сколько малыш проспит, когда он ляжет, когда встанет, — без этого планировать активность сложно.
Шаг 2. Наладить режим
Чтобы родители могли выспаться, ребенок должен хорошо спать ночью. Сложно отдохнуть, если постоянно приходится подскакивать и укачивать малыша. Также важно, чтобы ребенок хорошо спал днем, тогда вы сможете спокойно заниматься своими делами. Решаются эти две задачи путем четкого определения биологического режима ребенка.
Циркадный ритм привязан ко времени подъема, поэтому на нем и нужно сконцентрироваться. Некоторым детям удобнее вставать совсем рано, часов в 6–7 утра, другие предпочитают просыпаться в 10–11. Вам нужно в течение одной недели зафиксировать время подъема на какой-то отметке, например 7 утра, и посмотреть, как ребенок себя ведет. Если он активен, бодр и хорошо себя чувствует, вы нашли правильное время. Если капризничает, уже через два часа после подъема просится спать, по ночам просыпается и плачет, сдвигайте время пробуждения на час и проверяйте снова. Так до победного.
Чем младше ребенок, тем менее постоянным будет режим его дня. Про какую-то четкую фиксацию режима по времени можно говорить только после десяти месяцев — до этого времени и дневные сны будут «плавать», и продолжительность ночного будет меняться. При любых проблемах нужно проверять время утреннего подъема и отталкиваться от него.
Даже если малыш лег позже обычного, нельзя давать ему вставать поздно — это сломает всю систему. В общем, всегда следуйте правилу: оптимальное время пробуждения сдвигать нельзя, это биологически невозможно. Нужно выделить больше/меньше часов на детский сон — двигайте отбой.
Если все делать правильно, через 2–3 недели получится четко выяснить режим ребенка: он будет вставать в одно и то же время, уходить на дневные сны в одно и то же время, просыпаться от них по часам. В этот момент уже можно будет начинать спокойно заниматься собой. Самые важные дела и встречи лучше ставить на первый или второй дневной сон: они редко сдвигаются и практически постоянны по времени.
Шаг 3. Убрать ассоциативное засыпание
На самом деле после нормализации режима уже появляется возможность заниматься тем, чем хочется. Но можно дополнительно получить еще от тридцати минут до двух часов свободного времени, которое обычно уходит на засыпание ребенка.
Некоторые дети к 10 месяцам уже умеют засыпать самостоятельно — если это ваш случай, пункт можно смело пропускать. А вот если малыш капризничает, просит грудь, укачивание и другое внимание, с этим обязательно нужно работать.
Во-первых, ассоциативное засыпание забирает у вас полезное время. Во-вторых, оно фрагментирует ночной сон. Все дети время от времени просыпаются ночью, но малыш, который умеет засыпать, сделает это сам, а ребенок, привыкший к определенным ритуалам перед сном — укачиванию, кормлению грудью и т. д., — будет требовать внимания. Не выспятся ни он, ни родители.
Работать с самостоятельным засыпанием лучше всего уже с шести недель, но, если это время пропущено, начать можно когда угодно. Есть несколько подходов к переводу сна.
Быстрые методики позволяют получить результат в короткие сроки, но могут дать серьезную нагрузку на нервы ребенка и мамы. Если говорить конкретно, можно посоветовать:
- Метод Фербера — подходит детям, которые любят все делать сами. Основная мысль методики: плач является обязательной частью естественной тренировки сна. Вы оставляете ребенка в детской одного, он какое-то время плачет, потом вы на одну-две минуты заходите, гладите его, успокаиваете и снова выходите. Теперь даете ребенку поплакать подольше. И так до тех пор, пока он не успокоится сам и не уснет. Со временем самостоятельное засыпание войдет в привычку.
- «Обнял-положил» — для тех, кого успокаивает сенсорный контакт. Здесь вы никогда не уходите из комнаты, но плачущего ребенка на руки не берете, а просто обнимаете его в кроватке — гладите, говорите с ним. Так пока не заснет, постепенно степень участия и помощи снижается.
- «Метод стула» («высиживание») — для тех, кому нужно присутствие родителя. Сперва вы садитесь на стул рядом с кроваткой, разговариваете с ребенком, успокаиваете его, пока не заснет, но на руки не берете. Через 2–3 дня отодвигаете стул на полметра к двери, степень участия снижается. И так постепенно отодвигаетесь, ребенок каждый раз привыкает к новым условиям, и в конце концов засыпает сам, когда вас уже даже нет в комнате.
Плавные методики — такие как «Доктор Мама» — требуют ресурсов и времени от мамы, зато обучение проходит безболезненно и спокойно. Такой курс включает в себя много маленьких шагов. Сперва вы укачиваете ребенка, потом меняете укачивание на колыбельную, потом на сказку, потом на объятия с игрушкой и так далее, до исключения участия мамы из процесса засыпания. Обучение ребенка засыпать самостоятельно может занять несколько месяцев, зато малыш не плачет, а мама не нервничает.
Достаточно нормализовать режим сна своего ребенка, научить его засыпать самостоятельно, и в сутках сразу появится от четырех до шести часов совершенно свободного времени. Этого более чем достаточно для того, чтобы заниматься практически всем, чем хочется.