Мультивселенные, междисциплинарность и локализация. Что происходит с креативными индустриями в России
Егор Альтман, куратор направления «Новые медиа», президент Altcommunication Group
Система потребления информации постоянно меняется на протяжении последних десятилетий. Когда-то люди читали газеты и смотрели черно-белое немое кино, потом их покорило цветное звуковое телевидение, а сейчас мы просматриваем контент с экрана смартфона, то есть восприятие окружающей реальности все время в корне меняется. Мы живем совершенно на другой скорости. Телеграм-каналы заменяют информационные агентства, мы больше не читаем заметки, а пробегаем глазами выносы, мы гораздо быстрее, чем когда бы то ни было, думаем и принимаем решения. Из-за этого усиливается конкуренция за внимание пользователя и активнее начинает работать принцип «кто быстрее, тот и победил». В этом смысле потребление информации превращается в быстрый спорт — что-то вроде бега или большого тенниса.
Я думаю, в будущем эта тенденция лишь усилится. Новые медиа станут другими: глобально они будут стремиться к тому, чтобы информация попадала напрямую в мозг человека. Этот процесс можно сравнить с потреблением еды: сначала люди ели руками, а потом появились вилки. С медиа ровно наоборот. Сейчас нам кажется, что в руках обязательно должно быть устройство, на которое мы смотрим глазами, но в будущем, возможно, информация получит прямой доступ к мозгу человека, минуя зрительные рецепторы. Получится что-то вроде сна. Во сне ведь у вас есть и картинка, и звук, и объем — по сути это и есть кино. И в будущем, я думаю, информация сможет с помощью технологий проникать в бессознательный мир человека.
Но и сейчас, пока это не произошло, в мире медиа происходит много любопытного. Если говорить обо мне, то среди последних моих жанровых находок можно назвать Arzamas, «ВДудь», разные подкасты. Что касается региональных примеров, выделю креативное агентство «Восход». Сейчас «Восход» возглавляет рейтинг креативных агентств России. Ребята придумывают мощные рекламные кампании, не раз получали «Каннских Львов». А появилось агентство в Екатеринбурге — и это еще одна важная тенденция в мире медиа: теперь для того, чтобы успешно работать и быть номером один на российском рынке, совершенно необязательно находиться в Москве или Петербурге.
Антон Городецкий, куратор направления «Разработка компьютерных игр», руководитель новостного медийного проекта об играх PLAYER ONE (MY.GAMES)
Индустрия видеоигр стремительно развивается: по прогнозам аналитиков, уже в ближайшем будущем на всей планете играть будут три миллиарда человек — это почти 43% населения Земли. И очевидно, это не предел.
Объяснить такой успех просто: игры — одно из самых доступных развлечений. И мы еще раз убедились в этом во время всемирного локдауна. Чтобы играть, не нужно никуда ходить и часто не нужно даже платить за покупку игр. Со временем игры становятся еще более доступными. Например, сейчас очень модная тема — cloud-гейминг. Его суть в том, что все технические процессы происходят в облаке, а пользователь лишь получает красивую картинку на любое устройство — и для этого не нужно покупать дорогую консоль или апгрейдить свой компьютер.
Еще один популярный тренд — мультивселенные. Например, визионеры вроде основателя Epic Games Тима Суини прогнозируют, что в скором времени видеоигры объединят в себе все возможные развлечения: будь то кино, музыка, образование или что-то другое. Идея в том, чтобы пользователь жил внутри игры, и его аватар мог полноценно взаимодействовать с другими пользователями, ходить на концерты (например, рэпер Трэвис Скотт уже давал концерт в игре Fortnite), смотреть кино (сейчас внутри игр показывают трейлеры и эпизоды кинолент вроде «Звездных войн» до их официального выхода на большие экраны) и даже покупать товары. У нас был недавно интересный кейс, когда аттестаты на последний звонок вручали прямо в игре. Один из сотрудников MY.GAMES физически находился в США, а его сын живет в Воронеже. Из-за карантина он не смог приехать на последний звонок лично, но наблюдал за всем происходящим в игре. Расстояние не мешает игрокам видеться друг с другом и проводить вместе время. Уже сейчас сто, тысяча, сто тысяч человек могут встретиться онлайн и пойти на перформанс известного артиста. И это не предел. Всеобщая самоизоляция показала, что игровая индустрия не исчерпала себя, а только набирает обороты. Уже в ближайшем будущем знаменитостями будут становиться не герои кино, а персонажи игр. Мы будем наблюдать за развитием всей индустрии, уверен, она еще покажет нам много интересного.
Тереза Мавика, куратор направления «Образование в креативных индустриях», генеральный директор фонда V-A-C
Культура сегодня представляет собой поиск и формирование новых актуальных смыслов, а образование — динамическую ситуацию диалога и дисциплинарной полифонии. Происходит плавное переосмысление образования. Сегодня мы пришли к тому, что оно не может строиться только на стандартах и заключаться лишь в передаче существующего знания и подготовке узкопрофильных специалистов.
То, что происходит с креативной индустрией в России сегодня, внушает оптимизм. Первая «Российская креативная неделя» — свидетельство того, что креативная индустрия находится в фокусе внимания государства и постепенно становится приоритетом государственной политики. Я считаю, что ее будущее напрямую связано с нарастанием этого интереса, с желанием и способностью государства понять, как устроен креативный сектор. Надеюсь, что «Креативная неделя» будет иметь многолетнее продолжение, перерастет в формат фестиваля, праздника. Важно составить картографию местной креативной индустрии, единую базу данных, способствующую знакомству и диалогу профессионалов, в чем я вижу непременный залог развития.
Я человек пристрастный. И думаю, что никого не удивит, если я скажу, что один из самых перспективных проектов в России сегодня — это ГЭС-2, переосмысленный, современный Дом культуры. Это общественное пространство, в идее которого лежит гибридная форма производства искусства и вдумчивое культурное потребление. Образование с широким диапазоном форматов, технологий и программ позволит современному искусству и в целом современной культуре выйти из своего рода гетто, развиваться вместе с обществом. Именно поэтому мы заинтересованы в осознанных зрителях и ориентированы на многосторонний диалог. В совместной работе с публикой мы будем пробуждать любопытство и побуждать мыслить вне шаблонов, рамок и границ.
Николай Палажченко, куратор направления «Искусство», искусствовед
В современном искусстве сегодня заметны несколько тенденций. Во-первых, это смена поколений. На художественную сцену приходит новое поколение художников с ясными высказываниями и вполне узнаваемым коллективным профилем — за этим явлением интересно наблюдать.
Во-вторых, довольно давно начала происходить некая формализация институций, которые занимаются искусством. То, что раньше существовало как частные инициативы, сейчас обретает какую-то плоть, но только если имеет какую-то институциональную поддержку. Из-за этого возрастает роль кураторов и менеджеров внутри этих институций — на организационном менеджменте теперь больше ответственности.
И в-третьих, важно, что искусство наконец вышло за пределы Москвы и Петербурга. Сейчас мы видим и отдельных художников, и локальные артистические сообщества. Они развиваются, например, в Нижнем Новгороде, Краснодаре, Владивостоке. Это хорошая тенденция — локализация искусства и его географическая диверсификация. На «Креативной неделе» как раз выступят участники этого процесса — яркие художники из российских городов. Например, арт-группировка ЗИП из Краснодара и Артем Филатов из Нижнего Новгорода. Еще в последнее время появляются интересные региональные инициативы. Например, в Вологде планируют сделать арт-центр, а в Краснодарском крае уже работает резиденция Голубицкое. Все это замечательно, поскольку теперь у художников есть возможность сменить обстановку, получить новые впечатления и реализоваться без привязки к определенному месту.
Подготовила Агния Олиш