Лучшее за неделю
2 октября 2020 г., 13:30

Вице-президент по управлению персоналом МТС Татьяна Чернышева: В образовании важен не контроль, а профессиональное сопровождение

Читать на сайте
Фото: Пресс-служба МТС

Ɔ. МТС организует образовательные программы, которые не обязывают выпускников работать в компании. Это идет вразрез со сложившейся практикой целевого обучения. Что это дает? И сколько бывших студентов остается у вас?

У нас большая история совместных образовательных проектов с ИТМО, МФТИ, МАИ, бизнес-школой «СКОЛКОВО» и другими учебными заведениями. Именно благодаря этому опыту мы поняли, что нам интереснее вкладываться в ускорение и масштабирование развития компетенции будущего, подготовку сильных кадров в стране, нежели использовать образовательные программы только как инструмент рекрутинга. Мы ставим себе целью формирование осознанности у ребят как технологических лидеров будущего. Многие потом действительно у нас оседают, но такого требования нет — мы стараемся открыть им как можно больше дверей. Например, к нам приходят выпускники «Яндекса», Mail.ru и других компаний, а наши идут туда. Если говорить о цифрах, то в прошлом году к нам пришли более 2000 молодых специалистов — всего, не только выпускники наших программ, а в первом полугодии этого года — уже 1300. И мы ждем, что это число будет расти.

Ɔ. Вы контролируете студентов в процессе обучения?

Мы скорее верим в сопровождение. Структурируя программы с нашими партнерами — образовательными учреждениями, мы встраиваем элементы трекинга, а не контроля. В программах МТС всегда есть эксперты-менторы. Это наставники, которые помогают ребятам понять, с какой скоростью они развиваются, и скорректировать вектор развития.

Ɔ. Вы упомянули «Яндекс». У них есть Алиса и многочисленные сервисы, а чем вы привлекаете студентов?

У нас вполне сравнимые по уровню проекты и интересный бизнес-портфель — ребята могут попробовать технологии коммерциализации в очень разных направлениях. Понятно, что исторически есть телеком, но с точки зрения индустрий и рынка мы активно развиваем медиасервисы и энтертейнмент, цифровые B2B- / B2G-сервисы, финтех. В медийном рынке у нас есть уникальные истории для цифровых экосистем, такие как создание собственного контента и выстраивание партнерства с мировыми лидерами. Например, самое свежее — со Spotify. Мы продолжаем развивать собственную стриминговую платформу WASD.TV, у нас есть киберспортивный клуб Gambit Esports, разработки в области цифровой медицины, голосовой помощник Марвин и многое другое.

Прелесть МТС в том, что наша база — 78 миллионов клиентов — позволяет производить продукты и масштабировать их гораздо быстрее, чем на обычной «продуктовой фабрике».

А с точки зрения карьеры бизнес МТС можно сравнить с качественной автомагистралью, у которой, естественно, есть полосы с разным движением и по ним можно перестраиваться, меняя карьерные треки. К тому же у нас разнотемповый бизнес, при этом даже есть разные субкультуры. Например, тот же финтех и его основа, МТС-банк, — современная амбициозная бизнес-вертикаль. Но в ее основе — системная, построенная на мастерском осмотрительном управлении рисками культура. А есть платформа WASD.TV со всеми элементами стриминговой культуры и «бирюзовости». Очевидно, что условные границы «правильно» и «неправильно» для этих частей нашей масштабной организации могут отличаться. Словом, в экосистеме МТС ты можешь поработать в разных субкультурах и комьюнити и, не покидая пределы одной компании, потестировать разные среды и понять, какая тебе больше подходит.

Ɔ. В прошлом году вы вместе с бизнес-школой «СКОЛКОВО» запустили образовательную программу MOOVE. Как она организована?

Это программа дополнительного образования, в рамках которой студентов обучают бизнес-практикам преподаватели бизнес-школы «СКОЛКОВО», сотрудники МТС и профессора зарубежных университетов IESE, University of St. Gallen, IMD. Программа ориентирована на студентов STEM-специальностей*. Обучение проходит по проектному методу: ребята с первого дня делятся на команды, придумывают идею и начинают создавать продукты под руководством профессоров, трекеров бизнес-школы «СКОЛКОВО» и менторов МТС. Фактически студенты за время обучения проходят от стадии идеи до настоящей питчинг-сессии с инвесторами и топ-менеджерами МТС, поскольку именно такой формат защиты предусмотрен в MOOVE. Все восемь команд-выпускников выпустили свои продукты на рынок, часть участников уже работают у нас, часть устроилась в другие компании, такие как Mail.ru, IBM, «Лаборатория Касперского» и другие. Сейчас мы с бизнес-школой «СКОЛКОВО» набираем студентов на второй поток, обучение на котором стартует в ноябре.

Ɔ. Можете рассказать о конкретных стартапах?

Например, одна команда курса MOOVE сделала приложение, которое трансформирует голосовые сообщения в текст. У другой команды — технологичный проект по производству мерча для начинающих музыкальных групп, которые не могут себе позволить масштабную историю. На днях ко мне постучались посоветоваться ребята, которые делают современный аналог приложения TripAdvisor. Совсем недавно стало известно, что один из стартапов — логистический сервис Quicq — уже получил крупные инвестиции на этапе pre-seed, когда привлекается финансирование.

Ɔ. Какие еще образовательные проекты есть у МТС?

Программа MOOVE оказалась настолько успешной, что мы решили масштабировать ее, запустив полноценную магистратуру МТС, бизнес-школы «СКОЛКОВО» и МФТИ «Цифровые технологии в бизнесе». Программа этого проекта рассчитана на два года. В первый студенты прокачивают технические знания, в том числе на практике у нас, а во второй год у них идет модуль на базе MOOVE в бизнес-школе «СКОЛКОВО», который дает понимание бизнес-процессов и так называемые мягкие навыки. По окончании студенты получат два диплома: магистратуры МФТИ и дополнительного образования бизнес-школы «СКОЛКОВО».

Кроме этого, только в 2020 году МТС открыла несколько образовательных программ в партнерстве с ведущими учебными заведениями. Мы запустили лабораторию искусственного интеллекта в «Сколтехе», отдельную специализацию в магистратуре ИТМО, которая называется «Технология разговорного интеллекта», и лабораторию искусственного интеллекта на базе Института инновационного развития Самарского государственного медицинского института.

Фото: Пресс-служба МТС

Ɔ. Каким должно быть оптимальное сочетание hard skills, soft skills и удачи для достижения успеха? Есть ли вообще универсальный рецепт?

Я считаю, что это всегда микс. Если говорить об универсальных навыках, важно, чтобы ребята попробовали устойчиво созидать. В любой работе рано или поздно наступает «день сурка». Умение справиться с ним, организовать свою работу — это hard skills. Soft — это коммуникация и сотрудничество в режиме диалога. Когда ты студент, с тебя много спрашивают, ты отчитываешься и не заявляешь о своих требованиях. В диалоге ты должен заявить о них определенным образом и услышать другую сторону.

Про удачу у меня есть теория: если ты открыт — тебе фартит. Чем меньше человек зациклен на чем-то, тем больше его удача. Потому что удача — это когда ты не упускаешь выгодные развилки. Но увидишь ты их, только если не мыслишь в черно-белой логике, допуская «а что, если…», «а почему нет?». Поэтому мы стараемся немного прокачать ребят в оттенках серого в том числе.

Ɔ. Какие качества должны быть у лидеров будущего?

Роль управленцев переформатируется, не надо будет скакать впереди на лихом скакуне и командовать дивизиями. Качества, которые будут нужны этим людям, — критический интеллект, чтобы ориентироваться в потоке информации, адаптивность к неопределенности и социальный интеллект, чтобы понимать групповую динамику и управлять ею.

Ɔ. По-вашему, как будет меняться подход к образованию?

Люди будут чаще менять профессиональное направление, так что образовательные учреждения должны стать платформой смены карьерного трека. И это будет диктовать форматы обучения. Наверное, будет какое-то стартовое обучение, условный бакалавриат, цель которого — научить людей учиться не в школьном формате. И я думаю, что сроки обучения в будущем начнут укорачиваться. Уже сейчас все меньше ребят готовы инвестировать значительную часть своей жизни в одно монообразование.

Современное образование должно все больше включать в себя практический элемент. Это важно и для осознанности, и для бета-тестирования навыков, которые получают студенты. Известно, что со второго курса вузов выбывает очень много народу, мы как раз пытаемся помочь ребятам выбрать правильное направление не через подобный горький опыт.

Ɔ. Посоветуйте три-пять книг, которые помогут выживать в этом мире.

Мне нравится «Как люди думают» Дмитрия Чернышева, «Джедайские техники конструктивного общения» Александра Орлова, книга про аутентичное лидерство Why Should Anyone Be Led By You? («Почему ты должен кем-то руководить?») Гоффи и Джонса и Culture Map Эрин Майер. Я обожаю Nudge Касса Санстейна и Ричарда Талера. Они рассказывают, как формировать общественное мнение и как это делать ответственно. Вообще, я бы рекомендовала читать издания HBR или McKinsey Quarterly и потом книги, которые там упоминаются. Или можно «читить» и сначала читать краткий синопсис в приложении Blink, а уже потом решать, тратить время на большой формат или нет.

*Science, technology, engineering, math. То есть это технические, научные и инженерные узкопрофильные специальности.

Беседовала Ксения Праведная

Обсудить на сайте