Хрупкие горы, смелые люди и космогонический эпос. Ради чего стоит ехать в Башкирию
Национальный колорит и бортничество
Всех прибывших в аэропорт столицы Башкирии встречают гигантские символы, стоящие на крышах терминалов: ѲΦѲ. Это башкирское написание слова «Уфа», ставшее неофициальным символом города и известное среди обывателей как «три шурупа». «Тремя шурупами» в Уфе назвали пиво и автокинотеатр, их увековечили в скульптурной композиции, они же стали причиной судебного спора между аэропортом и владельцем парковки, который хотел без разрешения использовать логотип на визитках.
Интересно, что, хотя вывески, указатели и таблички автобусов в Уфе дублируются на двух языках, башкирской речи на улицах города почти не слышно. Башкир в столице региона живет меньше, чем русских и даже татар.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Чтобы по-настоящему узнать Башкирию, недостаточно побывать в ее столице. Надо ехать в те районы, где башкиры составляют большинство населения. Например, в село Саитбаба Гафурийского района, где живут только башкиры. Здесь можно попробовать национальные блюда и кумыс, послушать башкирскую флейту курай и познакомиться с творчеством группы «Иман», исполняющей мунажаты — мусульманские песни религиозного содержания.
В Бурзянском районе, который расположен в центральной части Южного Урала, башкиров 90%. Почти в любой деревне там продается бортевой мед диких бурзянских пчел, живущих в дуплах деревьев. Бурзянский мед темнее и гуще обычного, поскольку смешан с пергой и воском, и отличается насыщенным вкусом.
Бурзянские пчелы занесены в Красную книгу региона. Охраной популяции занимается биосферный заповедник Шульган-Таш. Его посетителям предлагают не только экскурсии к ульям, но и ульетерапию — релаксирующую процедуру, во время которой человек спит на лежанке, находящейся над пчелиным роем. Он изолирован от пчел, но слышит их жужжание, ощущает тепло и вибрации, исходящие от улья, а также чувствует аромат меда.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
С августа по октябрь туристы могут увидеть за работой бортников. Вооружившись традиционными инструментами, которые передаются от отца к сыну, они взбираются по деревьям на высоту до 16 м и аккуратно достают мед из дупла.
Наскальные рисунки времен палеолита
В том же Бурзянском районе находится Капова пещера (ее второе название — Шульган-Таш) с наскальными рисунками эпохи палеолита. Вход в нее выглядит грандиозно: это огромная каменная арка высотой 20 и шириной 40 метров. Рядом небольшое озеро с голубой водой.
Внутри пещеры три этажа с коридорами и галереями и подземная река. Рисунки, которым примерно 14 тысяч лет, расположены на втором этаже, на них — мамонты, лошади, верблюды, антропоморфные и геометрические фигуры. К сожалению, туристов к ним не пускают. Посетителям придется довольствоваться копиями рисунков в натуральную величину во входном гроте — единственном зале, который доступен для осмотра.
Ехать до Шульган-Таша из Уфы около пяти часов. На последнем отрезке пути нет ни придорожных кафе с приличным сервисом, ни общественных туалетов, ни даже асфальта. Поэтому многие туристы, которые надеялись, что проделывают долгий путь ради оригиналов, остаются разочарованными. Экскурсоводы объясняют: выдыхаемый человеком углекислый газ повышает влажность и создает благоприятные условия для размножения микроорганизмов, разрушающих наскальную живопись. В пещерах Альтамира в Испании или Ласко во Франции доступ туристов к рисункам тоже ограничивают, чтобы их сохранить.
Тем не менее добраться до Шульган-Таша все-таки стоит. Хотя бы для того, чтобы в небольшом музее послушать рассказ экскурсовода о быте людей эпохи палеолита и увидеть пещеру. В ближайшие годы ее могут полностью закрыть для туристов. В нескольких километрах от нее скоро появится большой историко-культурный центр с новыми копиями наскальных изображений и археологическими артефактами. Его начали строить, потому что, несмотря на все меры безопасности, рисунки Каповой пещеры со временем постепенно разрушаются.
Башкирские шиханы
В Стерлитамакском районе Башкирии можно подняться на вершину одного из трех шиханов: Куштау, Торатау или Юрактау. Это одиночные сопки, остатки рифов Уральского океана, который когда-то покрывал территорию региона. Возраст башкирских шиханов, по оценкам ученых, — 230–300 миллионов лет, и это одна из главных достопримечательностей республики.
Раньше таких сопок было четыре, но шихан Шахтау почти полностью переработало предприятие «Сода» ради добычи известняка. То же самое могло случиться с Куштау и Торатау, если бы за них не заступились местные жители.
В течение нескольких лет активисты выходили на митинги, чтобы защитить Торатау. Им удалось добиться вхождения горы в состав геопарка. В 2020 году статус особо охраняемой территории республиканского значения получил Куштау.
Сейчас Торатау — популярное туристическое место. Шихан входит в состав геопарка, который организует туры. Вместе с его гидами-геологами можно взобраться на гору и поискать окаменелые моллюски или отправиться на конную прогулку по степи. Рядом с горой есть отель с юртами для ночевки.
Возле Куштау туристической инфраструктуры нет, но с вершины горы видны шламонакопители с отходами «Соды» — «белые моря», как их называют местные жители. На карьер, который находится на месте разрушенного Шахтау, тоже можно попасть — туроператоры проводят там экскурсии по согласованию с «Содой».
В целом поездка к шиханам, живым или мертвым, — хороший повод подумать о беззащитности природы и о том, что мы можем для ее сделать.
Уральские горы и кумыс
Башкирское Приуралье, Горная Башкирия и Башкирское Зауралье — это три зоны, на которые принято делить республику, отталкиваясь от природных особенностей.
В Башкирском Зауралье находятся два популярных горнолыжных курорта: Абзаково на горе Шайтан высотой 950 метров и «Металлург-Магнитогорск» на восточном склоне 942-метровой горы Яманкай. Горнолыжный сезон в Башкирии начинается уже в конце октября и заканчивается в начале мая, но туристы приезжают на курорты круглый год. Летом на вершины гор можно подняться на подъемниках, чтобы полюбоваться видами.
Походы — еще один способ провести время в горах. Например, спуститься с вершины Яманкай можно пешком, чтобы пройти часть Большой Южно-Уральской тропы. Это пешеходный маршрут длиной в 300 километров, который пролегает вдоль живописных мест. Его разработал уфимский блогер и путешественник Раис Габитов — популяризатор туризма в республике. Он хочет сделать в Башкирии аналог Ликийской тропы в Турции и Большой Аппалачской тропы в США. В отличие от американского маршрута, который по силам далеко не каждому, башкирскую тропу, по замыслу Габитова, пройти несложно. Ее участок, который идет от вершины Яманкай к подножью, включает в себя по большей части пологие спуски. По пути можно увидеть горные реки, водопад, скалу под названием Палец Дьявола и заброшенный пионерский лагерь.
В самом конце этой части маршрута, в долине у подножия горы, пасутся кони. Неподалеку в небольшом фургоне делают кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока. Свежий кумыс в горах совсем не похож на тот, что продается в мегаполисах. Он скорее сладкий, чем кислый. Владелец фермы Айтуган Фаттахов говорит: секрет башкирского кумыса в том, что лошади питаются горным ковылем.
Космогонический эпос
Самое известное сказание башкиров — «Урал-Батыр». Оно передавалось устно из поколения в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами, а впервые было записано в 1910 году. Сегодня его изучают в школах. Главный герой сказания Урал преодолевает множество препятствий и сражается с чудовищами, чтобы найти живую воду. Найдя ее, Урал оказывается перед выбором: выпить самому и жить вечно или вылить на землю, чтобы природа стала бессмертной. Он выливает воду и умирает.
Еще один известный башкирский миф — «Ете кыз» о семи красавицах, «схожих как две капли воды», которые предпочли гибель в озере бракосочетанию с мужчинами из вражеского племени. В память об этой легенде в центре Уфы построен фонтан «Семь девушек».
Одна из самых часто упоминаемых в соцсетях этим летом легенд рассказывает, как появились четыре знаменитых башкирских шихана, и отсылает слушателя к новостной повестке. Звучит она примерно так.
Гордый и заносчивый сын правителя Ашак без памяти влюбился в черноокую красавицу Агидель, дочь седого Урала. Джигит дарил ей дорогие подарки и все равно не мог покорить ее сердце. Чтобы показать свою силу, он даже убил другого джигита на ее глазах, но, испугавшись жестокости, Агидель решила убежать. Ашак помчался за ней верхом на коне. Когда он настиг ее, девушка в отчаянии попросила помощи у отца. Рассердился седой Урал и, чтобы уберечь дочь от надменного джигита, превратил ее в быструю реку. Вновь пустился в погоню Ашак, но никак не мог схватить Агидель — она выскальзывала из пальцев. Тогда он послал за ней своего сокола, но и тот не смог остановить течение реки. Понял Ашак, что не может жить без Агидели, вырвал из груди свое сердце и бросил к ее ногам. Замедлила течение Агидель, прикоснулась к сердцу, да уже не могла остановиться и навсегда стала речкой. С тех пор стоят четыре шихана: Куштау — там, где летел сокол, Торатау — где остановился конь Ашака, Шахтау — где стоял сам Ашак, и Юрактау — где упало его сердце.
Главная мысль многих произведений башкирского эпоса — человек сильнее всех сущих, и поэтому он должен думать о природе, ведь без природы не будет и людей. Пожалуй, это и есть ключ к пониманию башкирской terra incognita. Жители Урала думали об этом сотни лет, передавая мифы из уст в уста, и продолжают думать сегодня, сражаясь с ОМОНом за шихан Куштау. В Башкирию стоит приехать, чтобы понять, насколько жизнь человека связана с его родными местами, и попытаться почувствовать единение с природой, стоя на вершине горы, спускаясь в пещеру или помогая бортнику добыть мед из дупла дерева.
Редакция благодарит «Ростуризм» за помощь в организации пресс-тура