Лучшее за неделю
30 ноября 2020 г., 13:00

Все, что волнует родителей. Учителя отвечают на вопросы о МЭШ

Читать на сайте
Фото: Julia M Cameron/Pexels

У меня все висит и ничего не работает. Что делать?

Лавренова Екатерина, директор Института цифрового образования МГПУ

Сейчас платформа МЭШ вполне справляется с нагрузкой. Но бывают случаи, когда у пользователя все зависает. Стоит проверить скорость интернета — для быстрой работы с сервисом нужно хорошее соединение. Важно следить за тем, чтобы на компьютере были установлены последние версии учебных программ. Например, если учитель или ученик не могут подключиться к онлайн-уроку в Microsoft Teams, то проблему можно решить, обновив браузер. 

Иногда учитель не видит выполненное цифровое домашнее задание ребенка. Значит, ученик зашел в МЭШ под учетной записей родителя, а не своей. Чтобы избежать подобных проблем, стоит заранее научиться работать с МЭШ. В электронной библиотеке в разделе «Инструкции» собраны видеоуроки и подробные описания, как работать со всеми сервисами. Если вопросы все еще остаются, то можно обратиться в службу техподдержки. С техническими специалистами можно связаться по форме обратной связи в Электронном журнале и Электронном дневнике или по телефону. Есть служба поддержки для граждан: 8(495) 539-55-55, и для сотрудников школ и вузов: 8(495) 539-38-38. Они примут запрос, поймут, в чем проблема, и подскажут, как все исправить.  

У разработчиков и учителей есть специальная группа в Facebook, в которой они общаются друг с другом. Если возникают проблемы и сбои в программе, учителя оставляют обращения, а специалисты оперативно берут их в работу. Помимо решения текущих вопросов учителя в этой группе часто предлагают идеи, которые могут улучшить работу МЭШ, а разработчики их рассматривают и модернизируют систему, если идею можно воплотить технически.

Учитель в онлайн-формате способен доходчиво объяснить сложный материал? Это вообще возможно? 

Колышева Людмила, заместитель директора школы №1747

Когда учитель ведет урок в онлайне, ему нужны инструменты для наглядного объяснения материала. Для этого в МЭШ созданы виртуальные лаборатории. С их помощью можно легко построить график функции или пространственную фигуру и показать ее детям в 3D-объеме с разных сторон. 

Виртуальные лаборатории часто используют на уроках алгебры, геометрии, технологии, физики и информатики. Другой тип наглядных инструментов — это визуальные приложения для совместной работы учителя и учеников. Например, на уроках истории и географии в интерактивный формат перевели занятия с картой — при помощи маркеров дети сами отмечают моря и океаны, столицы стран и места военных действий.

Я послушал вместе с ребенком один урок, и мне показалось, что учитель дает мало информации. Значит онлайн-уроки менее эффективны, чем обычные?

Илья Кузьмин, учитель английского языка в университетской школе МГПУ

Каждый урок, несмотря на усредненную методическую программу, индивидуально адаптируется для каждого класса. Учитель знает способности всех и при ведении урока ориентируется на общий уровень учеников. При этом каждый учитель старается по возможности подобрать индивидуальные задания и тесты из библиотеки. Кому-то из детей нужно закрепить конкретную тему, а кого-то требуется подготовить к экзамену. Онлайн-формат с цифровыми заданиями как раз позволяет подойти к изучению темы индивидуально.

Фото: Julia M Cameron/Pexels

Не скучают ли дети на онлайн-уроках?

Лавренова Екатерина, директор Института цифрового образования МГПУ

Общая методическая рекомендация для учителей выглядит так: непрерывная речь учителя должна длиться не более 5–6 минут, а затем в работу должны «включаться» ученики. Какие у учителя есть варианты совместной работы? Например, он может предложить интерактивные задания в формате эстафеты. Эта практика взята из очного обучения, но сейчас ее используют и в МЭШ. Самый простой вариант эстафеты выглядит так: классу нужно решить длинный общий пример с несколькими действиями, в котором каждая парта выполняет одно из вычислений. В таком случае от каждого ученика будет зависеть общее решение примера. Подобных заданий в МЭШ очень много, они позволяют вернуть внимание ученика, если он вдруг отвлекся или замечтался. Также важно подобрать для каждого ученика задание его уровня подготовки. Конечно, ребенку, который занимается математикой дополнительно, будет скучно решать простые задачки. И возможности МЭШ позволяют составить персональное задание для каждого ученика. 

Наши учителя отмечают, что многие из тех, кто раньше стеснялся поднимать руку и отвечать на уроке при всем классе, гораздо свободнее чувствуют себя на онлайн-уроках и в чатах с учителями. Все-таки онлайн-пространство — это территория детей и подростков, изначально более комфортная и привычная для них.

Почему ребенку приходится писать самостоятельные работы на листочках, а не выполнять задания онлайн?  

Илья Кузьмин, учитель английского языка в университетской школе МГПУ

Мы стараемся организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы у ученика постоянно происходила смена рода деятельности. Сначала они слушают объяснение преподавателя по видеосвязи, потом работают вместе с учителем в виртуальных лабораториях, далее — выполняют задания из учебника, а проверочные работы проходят как онлайн, так и в привычной форме тестов на листочках. Это сделано для того, чтобы внимание ребенка не рассеивалось при постоянной работе с компьютером, а также для того, чтобы не перегружать зрительный аппарат и нервную систему ученика. 

Где можно увидеть оценки ребенка?

Лавренова Екатерина, директор Института цифрового образования МГПУ

Оценки ученика за всю четверть и учебный год можно найти в электронном дневнике. Промежуточные оценки сразу подсчитываются в итоговую отметку — рядом с каждым предметом виден среднегодовой балл ученика. Хотя учителя выставляют итоговые оценки сами, но теперь убедить их поставить 4, когда по баллу откровенная тройка, не получится. В дневнике можно поднять архив за прошлые годы и сравнить, как учился ребенок раньше и сейчас. Эта функция появилась в последнем обновлении МЭШ. 

Как искать в МЭШ информацию и материалы по предметам?

Илья Кузьмин, учитель английского языка в университетской школе МГПУ

Для быстрого поиска удобно пользоваться системой фильтров. При этом необязательно вводить конкретный запрос в поисковую строку, достаточно проставить сами фильтры по предмету. Если нажать на стрелку рядом с названием школьной дисциплины, то откроется окно со всеми ее темами. Например, за пару кликов из всех материалов по английскому языку можно отсортировать и найти только аудирование на тему «Город» длительностью до полутора минут. Сделать запрос еще более узким можно через выбор параллели и типа задания. Также можно искать материалы по хештегам — все уже привыкли к ним в соцсетях. Если вбить в строке поиска знак решетки и начать вводить слово, то система сама предложит самые популярные теги с указанием количества результатов по каждому из них. 

А как там найти учебники?

Колышева Людмила, заместитель директора школы №1747

Учебники можно легко найти в библиотеке по отдельному фильтру. Если на сайте вы его не видите, то, скорее всего, зашли как «гость». Учебниками могут пользоваться только авторизованные пользователи, поэтому удобнее переходить в библиотеку из электронного дневника. В мобильном приложении библиотеки МЭШ можно настроить поиск по книжным издательствам. Каждое издательство имеет канал, где они размещают свой образовательный контент. Помимо учебников в библиотеке собраны книги по художественной литературе. 

В МЭШ можно найти дополнительные познавательные материалы для детей. Например, почему важно закаливание или какие правила дорожного движения должны соблюдать велосипедисты. Также там есть обучающие приложения по здоровому образу жизни и профилактике COVID-19, что очень важно и актуально в наше время. Пособия рассчитаны на детей разных возрастов, и даже родители дошкольников найдут для себя и своих детей много интересного. Их может найти любой посетитель сайта в разделе «Адаптированные предметы».

Фото: RF._.studio/Pexels

Учитель сказал, что у детей будет внеклассное занятие. Мы ведь на дистанционном обучении, как оно будет проходить?

Колышева Людмила, заместитель директора школы №1747

Классные руководители часто устраивали для детей выездные мероприятия, например, посещение выставок и музеев. На дистанционном обучении это тоже возможно, в библиотеке МЭШ есть сценарии уроков по музейной практике. За 45 минут урока дети могут виртуально посетить выставку: они самостоятельно проложат к ней маршрут на карте, узнают историю музея, смогут «пройтись» по его экспозиции с помощью 3D-тура и увидеть экспонаты онлайн.

Можно ли использовать МЭШ для домашнего обучения и совместной работы с родителями или одноклассниками?  

Наталья Новикова, учитель математики в университетской школе МГПУ

Для работы в парах у МЭШ есть интерактивная образовательная игра «Скачки». Это линейная игра-тест, в которой ребенок должен выбирать правильный ответ, соревнуясь с компьютером или живым противником. Желание выиграть у друга обычно хорошо влияет на мотивацию. Родители могут учиться вместе с детьми по видеороликам: с младшими посмотреть мультфильм «Фиксики» и выполнить задания, связанные с сюжетом каждой серии, а со старшими посмотреть и обсудить документальный фильм BBC.

Что делать, если мой ребенок не усваивает новый материал?

Наталья Новикова, учитель математики в университетской школе МГПУ

Работать на дистанционном обучении сложно для всех: онлайн-формат не может полностью воссоздать живое общение учителя с учениками. На полноценное восприятие информации влияют жесты и мимика педагога, зрительный контакт и даже улыбка. Учителям тоже сложно: через камеры не всегда удается считать реакцию ребенка — понял ли он новую тему, или стоит закрепить ее дополнительно. 

С другой стороны, с помощью чатов и личных сообщений ученикам стало проще общаться с учителями: они могут попросить учителя объяснить материал еще раз, хотя в классе могли бы постесняться сделать это при всех. Если ученик понимает, что не до конца разобрался на уроке, то помочь могут видео с объяснениями другого педагога. Новая подача одной и той же темы позволяют посмотреть на нее под другим углом и до конца разобраться в сложных вопросах.

«Сноб» благодарит за помощь в подготовке материала команду платформы МЭШ:
Директора Института цифрового образования МГПУ Лавренову Екатерину, которая занимается подготовкой молодых учителей для работы с онлайн-платформой.
Заместителя директора школы №1747 Колышеву Людмилу, которая общается с администраторами МЭШ и разбирается в тонкостях работы платформы.
Учителей университетской школы МГПУ Наталью Новикову и Илью Кузьмина, в чьи задачи входит оперативная коммуникация с администраторами и решение срочных вопросов, связанных с работой МЭШ.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Обсудить на сайте