Преимущества доброты для ребенка с точки зрения науки
Шестиклассники из Хьюстона долго планировали сюрприз и с нетерпением ждали реакции пятилетних детей. С сентября каждый школьник («старший товарищ») помогал одному детсадовцу («младшему товарищу») учиться читать и писать. К Рождеству старшие задумали для малышей сюрприз. Они попросили воспитательницу собрать у детей письма Санта Клаусу и отвечали на них от его лица. Для убедительности перед отправкой они попросили работников столовой положить ответы в морозилку — как будто те и правда отправлены с Северного полюса.
Через два дня шестиклассники выстроились смотреть, как директор вручает покрытые ледышками письма малышам. Младшие с восторгом кричали: «Это взаправду от Санты!!!», «На моем письме снег с дома Санты!». Но самой трогательной была реакция старших — шестиклассников: «Такого они не ожидали!», «Вот мы их обрадовали!», «А что бы такого еще придумать?».
Отправители ликовали больше получателей. Как и подростки из школы Милфорд, шестиклассники заразили друг друга добротой и познали радость дающего. Добрый поступок согрел их сердца и доказал последние научные открытия. Доброта как бумеранг: она возвращается, чтобы можно было передать ее дальше.
Хотите вырастить альтруиста? Помогайте ему делать добрые дела
Давно говорят, что доброта заразительна, но теперь этому есть доказательства. Джеймс Фаулер из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Николас Кристакис из Гарварда представили первое лабораторное подтверждение того, что просоциальное поведение распространяется от человека к человеку. Так происходит потому, что, когда с людьми поступают хорошо, они «передают добро дальше», помогая кому-то другому. Так хороший поступок распространяется сначала среди троих, потом среди девятерых, с которыми контактировали эти трое, а потом — еще шире. В результате «один человек может повлиять на десятки и даже сотни людей, с большинством из которых не знаком лично». Это настоящий каскад доброты!
Участие в кампании Kind It Forward («Передай добро дальше») меняет характер ребенка и обладает продолжительным воздействием. «Уже не получается быть таким эгоистом, как раньше», — пояснил Фаулер . Доброта развивает эмпатию и показывает, как приятно быть чутким! Мы убедились в этом на примере подростков из школы Милфорд и шестиклассников из Хьюстона. Добрые дела изменили их характеры и заставили заботиться об окружающих. «Теперь я люблю делать добро», — сказали мне несколько школьников из Милфорда.
Хотите вырастить счастливого ребенка? Помогайте ему делать добрые дела
Все мы хотим, чтобы наши дети были успешными в жизни, но, кроме того, желаем им счастья. Запрос «вырастить счастливого ребенка» в Google насчитывает почти 46 миллионов кликов — похоже, немало родителей озабочены этим вопросом, и не просто так. Более двух третей взрослых выразили «большую озабоченность» благополучием детей, независимо от пола, национальности, возраста и политических убеждений. Но, возможно, мы не с той стороны подходим к решению. Добрые дела повышают уровень не только эмпатии, но и счастья, и это научно доказано.
Выяснить, что хорошие поступки положительно влияют одновременно на доброту и счастье, взялась психолог из Калифорнийского университета в Риверсайде Соня Любомирски. Она провела ряд исследований. Школьники в двух группах совершали по пять добрых дел по своему выбору в неделю, в течение шести недель. Масштаб не имел значения: можно было купить бездомному биг-мак, помочь младшим детям в семье сделать уроки, написать благодарственное письмо учителю, сходить в дом престарелых или поработать в приюте. Одна группа совершала добрые дела в любой день недели, а другая — в один назначенный (скажем, по вторникам). Раз в неделю группы собирались и отчитывались о своих поступках. Результаты удивили саму Любомирски. У тех, кто делал все дела в один день, к концу шестинедельного периода уровень счастья был выше. Причина в том, что «они поняли, насколько людям приятны их поступки. Они видели, как им благодарны», — пояснила Любомирски.
Но главное открытие не имело отношения к счастью: оказалось, что у детей изменилось восприятие себя и поведение. «Сделав доброе дело, начинаешь считать себя человеком, способным к бескорыстию и сочувствию», — сказала Любомирски. Ее вывод подтверждает давний психологический принцип: мы поступаем в соответствии с восприятием себя. Если ребенок считает себя добрым, то с большей вероятностью так и будет себя вести. Доброта приносит плоды не только берущему, но и дающему.
Хотите, чтобы ребенок был популярным? Помогайте ему делать добрые дела
Какой родитель не хочет, чтобы его ребенка любили сверстники? Исследователи из Университета Британской Колумбии и Калифорнийского университета в Риверсайде получили неожиданный результат: добрые дела делают ребенка добрее и счастливее, а в придачу помогают заводить друзей. Вот как они это выяснили.
В школьном эксперименте участвовали сотни детей от 9 до 11 лет из Ванкувера (Канада). Их случайным образом разделили на две группы. Эксперимент продолжался 30 дней. Дети из одной группы совершали три добрых поступка в неделю: делились обедом, пылесосили, обнимали маму, когда ей было грустно. Дети из другой группы посещали три интересных места в неделю: детскую площадку, бейсбольный стадион или ездили к бабушке. Обе группы отчитывались о своих действиях в классе.
В конце месяца исследователи провели повторное тестирование. Естественно, все дети стали счастливее. А неожиданность заключалась в том, что дети, совершавшие добрые дела, завели новых друзей. Одноклассники говорили, что больше «хотят участвовать в школьных мероприятиях и дружить» с добрыми детьми, чем с теми, кто посещал интересные места. Доброта делает ребенка популярнее. Всем нравится дружить с добрыми людьми.
Хотите вырастить доброго ребенка? Помогайте ему делать добрые дела
Научный экскурс демонстрирует, что принесет ребенку успех и эмпатическое преимущество: добрые дела стимулируют просоциальное поведение и повышают уровень счастья, самооценку, благодарность, популярность, здоровье и моральное мужество. Но вот что главное: делая добрые дела, дети познают радость отдавать, ощущают благодарность, начинают считать себя сострадательными и хотя бы ненадолго встают на место другого человека. По мере сокращения разрыва эмпатии двери к ней открываются!
Приобрести книгу можно по ссылке
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь