Владимир Скрипниченко: Дистанционное образование: о каких нюансах стоит вспомнить еще раз
В этом году правительства стран по всему миру закрывали учебные заведения и разворачивали национальные образовательные платформы для дистанционного обучения. Даже учитывая факт начала вакцинации, которая должна способствовать спаду заболеваемости COVID-19, жить с «удаленкой» придется еще долго.
Всемирный банк уже отметил ключевые проблемы дистанционного образования, с которыми столкнулись все страны: несовершенство технического обеспечения, существенные затраты, социальное расслоение и снижение качества образования в целом.
В России ситуация соответствует общемировому тренду. Во-первых, у нас отсутствует универсальный единый ресурс для онлайн-обучения, полноценное государственное систематизированное суперприложение по типу «Госуслуг». Министерство просвещения рекомендует пользоваться онлайн-платформами, а это примерно 20 сервисов — например, «Российская электронная школа», «Московская электронная школа» и частные платформы, такие как «Учи.ру» и «Яндекс.Учебник». Разнообразие ресурсов — позитив для развития рынка и конкуренции, но все же в образовательных учреждениях обучаются в соответствии с государственными образовательными стандартами, этого же родители ждут и от онлайна.
Во-вторых, наблюдается обострение проблемы социального неравенства. Исследование EdCrunch University и образовательного партнера Международного Ломоносовского клуба — НИТУ «МИСиС» показало, что дистанционное обучение значительно увеличивает расслоение. 72% опрошенных родителей отметили: так называемые отличники усваивают информацию более качественно, а остальные из-за нехватки внимания теряют интерес к процессу. Сохранение внимания школьника и технологии, которые помогают этому, — самая большая задача, которую еще предстоит решить преподавателям и родителям. Пока же вовлеченность на живом уроке гораздо больше, чем на онлайн.
Создание системы полноценного обучения в удаленном формате — нетривиальная задача, но в перспективе 20–30 лет вполне достижимая. На горизонте же 10–15 лет поколение дистанта создаст напряжение на рынке труда как вследствие общего снижения уровня знаний, так и за счет слабых надпрофессиональных навыков.
Под угрозой угасания находится не только эмоциональный интеллект, но и так называемая «быстрая обучаемость» (learning agility) — способность и готовность адаптироваться. На «удаленке» прокачать такие компетенции крайне сложно. Иммерсивные технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, сейчас компенсируют потери лишь частично — из-за недостаточного количества приложений с обучающим контентом.
Решать эти проблемы необходимо на разных уровнях. Со стороны государства это выполнение национального проекта «Образование», куда включены актуальные федеральные проекты — «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа». Также важна социальная ответственность бизнеса — речь идет о качестве образовательного контента и привлечении опытных методистов к созданию продуктов. Рынок ждет улучшения качества и VR-контента — еще большую реальность объектов и аватаров, удобные интерфейсы.
Отдельно хочется отметить вклад семьи в образование ребенка. Тут важен стратегический подход. Общение, работа и образование с приставкой «онлайн» стали неотъемлемой частью современности еще до пандемии. Этот тезис подтверждает и продолжающаяся битва за цифровизацию — к 2024 году необходимо обеспечить 100% образовательных организаций интернетом, а также внедрить необходимые технологии для как минимум 500 тысяч детей в 74 субъектах России. Необходимо соблюдать цифровую гигиену и помнить о важности активности без гаджетов. Если «в школе» теперь равно «за компьютером», то выбор занятий для досуга должен пасть на офлайн-развлечения.
Для мотивации детям необходим доверительный диалог — как с родителями и преподавателями, так и со сверстниками. Также очень важен личный пример. С точки зрения получения навыков сила — в разнообразии опыта, то есть одинаково важны и школа, и дополнительные занятия, и участие в различных молодежных проектах, где наставники могут помочь самореализации в науке, творчестве, спорте, культуре и общественной деятельности.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь