Лучшее за неделю
Саша Чернякова
30 апреля 2021 г., 18:47

Бесы Достоевского. Семь постановок фестиваля «Золотая Маска» к 200-летию писателя

Читать на сайте
Фото: Eлена Лапина

«Кроткая» 

30 апреля, 3 мая в 19.00
Театр МТЮЗ
Мамоновский пер., 10 

2 июня, 19.00, 3 июня, 13.00, 19.00
Омский театр драмы
Омск, ул. Ленина, 8а

Спектакль Ирины Керученко поставлен по одноименной повести Федора Достоевского. Осенью 1876 года писатель увидел в петербургских газетах новость о том, что из окна четвертого этажа с иконой в руках выбросилась девушка, и позже написал повесть, где все события рассказываются от лица супруга покойной. В постановке Керученко нет глобальных философских вопросов и ответов, но есть сильное и живое чувство двух одиноких людей, которые отчаянно нуждаются друг в друге. Жестокость здесь становится нормой отношений, а неспособность любить и страстное желание этой любви — вечной мукой. Из замкнутого круга непонимания героиня находит выход — прыжок в смерть, а герой остается наедине с гордыней и горем. 

«Страсти по Фоме» 

4 мая в 19.00
Театр Наций
Петровский переулок, 3

22 и 23 мая, 18.00
Омский театр драмы
Омск, ул. Ленина, 8а

Фото: Ира Полярная

На создание спектакля «Страсти по Фоме» режиссера Евгения Марчелли вдохновила повесть Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», написанная классиком в Семипалатинске, куда его сослали после каторги в Омском остроге. Произведение стало популярным только после смерти писателя, одновременно с этим имя главного героя Фомы Фомича Опискина стало нарицательным. Его роль в спектакле исполняет народный артист России Авангард Леонтьев. Марчелли представил абсурдную, но очень характерную для российского менталитета историю: когда один самодур подчиняет себе неглупых людей, ввергая их в ожесточенную войну. На сцене — обед домочадцев помещика Ростанева плавно перетекает в ужин, а потом и в завтрак. За столом непрерывно кипят страсти, а Фома Опискин, служивший ранее шутом Ростанева, теперь устанавливает в доме свои порядки. Добродушный хозяин при этом с удовольствием и фанатизмом ему подчиняется. Однако Ростанев в исполнении Владимира Майзингера не вызывает осуждения — его зависимость и слепое восхищение демагогом и манипулятором Фомой по-человечески близки каждому зрителю. 

«Зимние заметки о летних впечатлениях»

12, 13 мая в 20.00
Театр Наций, Малая сцена
Петровский переулок, 3

Фото: Ира Полярная

В спектакле Елены Невежиной Достоевский предстает перед зрителем в непривычной роли тревел-блогера. В основе постановки — публицистический очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях. Фельетон за все лето», написанный писателем в жанре путевых заметок. С долей сатиры мастер психологической прозы рассказывает о своем первом путешествии по Европе в 1862 году, смешивая собственные наблюдения и впечатления с публицистическими отступлениями об истории стран, литературы того времени и рассуждениями о нравах местных жителей. Невежина предлагает зрителю полуторачасовое интеллектуальное путешествие на поезде по следам Федора Михайловича. За окном — зимние пейзажи встречаются с летними, Россия — с Западом, отечественная культура XIX века — с европейской. При этом вещи, которые удивили и рассмешили Достоевского в путешествии кажутся вполне актуальными и сейчас. 

«Бесы» 

15 мая в 19.00
РАМТ
Театральная площадь, 2

Фото: Пресс-служба

Григорий Лифанов выбрал «Бесов» неслучайно. По мнению режиссера, именно именно это произведение Достоевского отвечает сегодня на самые болезненные и драматичные вопросы ХХI века, которые писатель и его современники предвидели. Сюжет знаком зрителю, однако Лифанов не пытается точно следовать тексту. Он смешивает в спектакле сразу два времени и говорит на языке Достоевского о самых острых проблемах современного общества. В начале «революционная молодежь» еще носит длинные шинели, но в какой-то момент перед зрителем предстают неформалы, некая протестная субкультура — в берцах, черных джинсах, футболках. Современные бесы жесткие и недовольные, и действуют они в духе времени: читают рэп, делают селфи, ведут онлайн-трансляции. Дети мечутся в разрушенном мире, оставленном отцами, увлекаясь яркими, но часто ошибочным убеждениями и доктринами, и в своем желании противостоять тотальной лжи находят единственную правду в смерти.

«Преступление и наказание» 

16, 17 мая в 19.00
Электротеатр Станиславский
Тверская ул., 23

25 и 26 мая, 19.00
Пятый театр
Омск, ул. Красный Путь, 153

Фото: Стас Левшин

Спектакль «Преступление и наказание» поставлен по мотивам одноименного романа Федора Достоевского режиссером Константином Богомоловым. Текст и структура романа сохранены, однако в этой работе зритель не увидит привычного эмоционального Достоевского: здесь он спокойный и рациональный, а все эмоции и переживания героев спрятаны. Знакомый сюжет при этом сжат до первой части названия, но это не значит, что в нем нет истории раскаяния Раскольникова. По словам режиссера, он использовал «тарантиновский» подход к преступлению: смерть в спектакле рассматривается не как драма, а только как эпизод жизни. 

«Литургия Zero» 

18, 19 мая
МХТ им. Чехова
Камергерский пер., 3

Фото: Пресс-служба

Постановка «Литургия Zero» основана на романе «Игрок». Режиссер Валерий Фокин смещает акцент с рулетки, денег и игровой зависимости на историю о «рулетке в жизни», человеческом выборе и его последствиях. На сцене это история рассказывается с конца, то есть с того момента, когда рулетка уже закрутила, выпотрошила и выбросила главного героя на обочину жизни. В жизни можно пойти каким-то одним путем, можно стоять на месте, а можно поставить на зеро. Русский человек подвержен страстям и легко поддается азарту, поэтому часто выбирает последнее. И тогда он вроде бы выигрывает, но часто оказывается, что это выигрыш приводит лишь к падению. Фокин исследует близкое каждому желание отдаться воле случая, поставить на удачу и сделать шаг, который в результате окажется неверным.

«Братья Карамазовы» 

26, 27 мая в 19.00
Театр им. Вл. Маяковского
Большая Никитская ул., 19/13

6 и 7 июня, 19.00
Омский театр драмы
Омск, ул. Ленина, 8а

Фото: Виктор Васильев

Режиссер Лев Додин к Достоевскому обращается нечасто. Так, предыдущий раз — постановка «Бесов» — совпал с крахом Советского Союза. Премьера «Братьев Карамазовых» по последнему и самому депрессивному роману писателя состоялась в ноябре 2020 года. В нем Додин размышляет о времени и месте человека в нем, задается вечными вопросами Достоевского, которые звучат актуально и сегодня. Изменчивость, подвижность, многообразие человеческой природы — главные темы для рассуждения. При этом режиссер, как и сам Федор Михайлович, не рассказывает о человеке и даже не изучает человека, он «блуждает» по человеку в ошеломлении с восторгом и ужасом — восторженным ужасом и ужасным восторгом. Эта постановка — странствие режиссера по Карамазовым, самому Достоевскому и современному обществу, в которое Додин и актеры приглашают и своего зрителя. 

С полной программой «Достоевский и театр» можно ознакомиться здесь.

28 и 29 мая в Москве состоится конференция «Достоевский и театр», которую фестиваль «Золотая Маска» проведет совместно с образовательным проектом «Полка». Куратором выступит Юрий Сапрыкин. Открытые дискуссии с режиссерами, писателями и учеными будут посвящены роли Достоевского в культуре, а также исследованию понятия театральности в его произведениях. Онлайн-трансляция пройдет на сайте и в соцсетях «Золотой Маски».

Показы специальной программы фестиваля«Золотая Маска» «Достоевский и театр» проходят при поддержке Благотворительного фонда Михаила Прохорова и Сбера.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

Обсудить на сайте