Гастроли фестиваля «Золотая Маска» в городе на Стрелке
Где показывают
В Нижнем Новгороде есть государственные театры, независимые команды и единичные кураторские проекты, но в целом эта сфера развита гораздо меньше, чем, например, современное искусство. Музей «Арсенал», который в прошлом году стал филиалом Пушкинского, галереи FUTURO и 9Б, мультимедиа-арт-пространство «ЦЕХ*» и нижегородский стрит-арт за пределами города знают, а театры — не особенно.
Почему театр оказался в тени? Потому что нет конкуренции и импульса делать больше, лучше, иначе. Нет азарта и борьбы за зрителя. У руля институций мало людей любопытных, исследующих, интересующихся. А иногда командам не хватает поддержки, компетенций или ориентиров.
Во многом благодаря тому, что в региональном Министерстве культуры стали появляться менеджеры, чувствующие время и знающие современное искусство, в театрах происходят изменения, эта среда становится более подвижной. В Театре юного зрителя поменялись главный режиссер и директор: сейчас они воплощают в жизнь новую стратегию. Получает поддержку частный Центр театрального мастерства. Театр оперы и балета выпустил необычный для города проект — оперу «Свадьба Фигаро» на языке оригинала, в декорациях нынешнего времени. Стали заметны независимые продюсеры (это уже не связано с инициативами чиновников, но показывает запрос на другой театр): например, в начале июня продюсер и куратор Анна Костян провела перформативную лабораторию «Я тебя не помню», приуроченную к выставке Алексея Старкова «Земля корчевателей. Пыль».
На пресс-конференции «Золотой Маски» главный режиссер ТЮЗа Алексей Логачев предположил, что после гастролей зрители, которые не могут ездить на спектакли в другие города, станут требовательнее к местным театрам — и тогда им придется поднять планку. Звучит логично. Только публика — все-таки не однородная масса.
Что показывают
Первым в программе фестиваля стоял «Сон в летнюю ночь» «Мастерской Петра Фоменко», поставленный в 2015 году Иваном Поповски. Режиссер, известный своими зрелищными и поэтическими работами, идет за текстом Шекспира и создает визуальный театр, где задача номер один — удивлять. В первой части спектакля мы видим циркулирующее, живое пространство. Свисающие с колосников занавески превращаются то в колонны, то в деревья, то в лианы. Легкая полупрозрачная ткань напоминает туман и волнуемую ветром траву. Девушки-музыканты в образах фей исполняют свои партии, паря над сценой. Но это вначале. Ближе к финалу все пары главных героев вступают в брак, который отменяет влюбленность — и объемный сказочный лес уступает место плоской картине с лесным пейзажем.
Спустя несколько дней в ТЮЗе показали «Старый дом» Центра драматургии и режиссуры. Режиссер Владимир Панков, руководитель ЦДР, основатель студии SounDrama и создатель одноименного жанра, в своем спектакле привычно соединяет драму и музыку. Музыкальность проявляется не только в песнях и звуковом оформлении, но и в полифонии голосов, на которые разложен текст пьесы Алексея Казанцева. Владимир Панков создает дополнительные сюжетные линии, а главные герои, Саша и Олег, живут одновременно в настоящем и прошлом, ощущая рядом свои юные альтер эго. Структура спектакля избыточно сложна, а градус эмоций неизменно высок — публике ни на минуту не дают передохнуть от песен, шумов и сильных актерских переживаний. Этот спектакль можно сравнить с декоративным кувшином, куда не переставая, под сильным напором хлещет из крана вода. В то же время ясно, что может подкупить зрителей: песни Окуджавы, шестидесятые, любовь, медийные лица — Елена Шанина и Елена Яковлева — и вовлеченность артистов.
Последний из показанных на сегодня спектаклей программы — «Дети солнца» новосибирского театра «Красный факел». Режиссер Тимофей Кулябин уже не в первый раз переносит сюжет хрестоматийной пьесы в другое время и экспериментирует с актерской техникой (например, его «Три сестры», поставленные в Новосибирске в театре «Красный факел», были сыграны на языке жестов). Действие происходит в околоновогодние дни — на рубеже 1999–2000 годов — в кампусе Стэнфордского университета. Как и Горький, Кулябин показывает смену эпох, но сейчас назревает не политическая революция, а технологическая. Ее главный агент — программист-фанатик Павел Протасов, глухой к драмам своей семьи. Артисты репетировали в общежитии театрального училища, поначалу даже без режиссера (он наблюдал за ними по видео) — так им удалось добиться редкого на сцене интимного существования, как будто зритель за ними подглядывает или наблюдает, как в реалити-шоу.
Зачем показывают
Чьим потребностям отвечали эти три спектакля? В первую очередь — той публики, которая в силу разных обстоятельств продолжает интересоваться театром в рамках нижегородских площадок: «Комедiи», ТЮЗа, Театра драмы. Но ведь есть и те, кто знает разный театр (в том числе и за пределами сцены-коробки), ходит в «Арсенал» и FUTURO или даже ездит в другие города за новыми работами театральных художников. На «Золотой Маске» есть конкурс «Эксперимент» — спектакли из его программы наверняка заинтересовали бы этих зрителей. В нынешней программе к их запросам ближе всего «Дети солнца» и еще не доехавшая до Нижнего Новгорода «Иранская конференция» Виктора Рыжакова — но это все же относительно безопасный театр. В городе есть публика, готовая к принципиально другим работам.
Более разнообразная программа могла бы расширить представления нижегородцев о театре, легитимизировать работу, скажем, Центра театрального мастерства и других команд, пробующих необычные форматы, придать им новый импульс и в конечном счете ободрить людей, которым не хватает нестандартного искусства в их родном городе.
Как бы то ни было, в конце лета нижегородцев ждут еще два гастрольных спектакля: оба — из Театра Наций и оба — со звездным составом. 21 и 22 августа в городе покажут кукольного «Ходжу Насреддина» в режиссуре Тимура Бекмамбетова, а 24 и 25 августа — уже упомянутую «Иранскую конференцию». Ну а затем «Золотая Маска» отправится в Березники, Новокуйбышевск, Екатеринбург, Ульяновск, Уфу, Салехард, Петрозаводск, Костомукшу, Новосибирск и Санкт-Петербург.
Фестиваль «Золотая Маска» в Нижнем Новгороде проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Фонда президентских грантов, Правительства Нижегородской области, Благотворительного фонда Михаила Прохорова и «Сбера».
Автор Анастасия Жукова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- Григорий Чхартишвили: Мне все равно, где писать
- Игорь Манн: «Будут читать – мы их достанем»
- «Мiр и война». Глава из новой книги Бориса Акунина