Не просто оплатить картой: как обучать детей финансовой грамотности, чтобы сформировать полезные привычки
С 1 сентября 2022 года российские школьники с первого по девятый класс начнут изучать финансовую грамотность в рамках общеобразовательных предметов: математики, географии, обществознания. Знакомиться с правилами кибербезопасности, анализировать траты и оценивать риски финансовой деятельности — всему этому теперь можно научиться еще в школе. Учителя и психологи такой подход одобряют: чем раньше мы начнем говорить с детьми про деньги, тем более грамотным будет их подход к финансам во взрослой жизни. Основы финансовой грамотности изучают дети во всем мире: в Великобритании этот предмет введен в программу с 2008 года, а в США подобная инициатива была реализована совсем недавно и уже обсуждается в медиа.
Разговор о финансах с детьми сегодня требует определенного подхода, который пока еще только разрабатывается. Кредиты и инвестиции, блокчейн и кибербезопасность — далеко не каждый взрослый понимает, что происходит в мире финансов, а говорить об этом с детьми доступным языком — настоящая сверхспособность. При этом современные дети активно пользуются финансовыми онлайн-сервисами: более 90% клиентов платежных систем начали пользоваться электронными деньгами еще до совершеннолетия, а 70% — еще до 14 лет. Этому способствует наличие «детских» карт у многих банков, которые, как правило, привязаны к счету родителей. Однако такая финансовая модель не позволяет ребенку разобраться в балансе доходов и расходов: он только тратит, а деньги на карту кладут родители.
Большая часть финансовых операций сегодня перешла в виртуальное пространство: все реже можно отправить ребенка в магазин с монетами и купюрами, все меньше мы используем в повседневности привычные деньги. Операции по картам делают этот процесс невидимым и необъяснимым. С современными детьми важно говорить не только о том, откуда берутся деньги и как их тратить, но и про экономию средств, стратегию накоплений, финансовое мышление и многое другое — одним словом, это целый синтез дисциплин, который хорошо бы освоить не только ребенку, но и взрослому. Пока что в голове у сегодняшних детей много вопросов, при этом они не знакомы ни с основными финансовыми терминами, ни с тем, как устроен финансовый сектор в принципе.
Когда начинать говорить с детьми про деньги
Уже в три-четыре года ребенок способен понять суть простейших денежных операций (например, покупка продуктов в магазине), а к шести-семи годам готов изучать основы финансовой грамотности, поэтому объяснять базовые понятия можно с самого раннего возраста. Начиная с четырех-пяти лет дети очень любят играть в магазин, и это прекрасный повод, чтобы в игровой форме обсудить с ними деньги, их номинал и правила обращения с ними. В этом же возрасте можно завести первую копилку, обсудить долгосрочные цели и стратегию накопления. Лет с семи у ребенка могут появиться первые осознанно накопленные сбережения. В этот период важно объяснить ему, почему цены на товары разные, что такое экономия и как отличить качественный товар от подделки. Одновременно с этим можно пройти курс по финансовой грамотности, чтобы лучше разбираться в базовых понятиях и чувствовать себя увереннее — такие программы сейчас очень востребованы и широко представлены в онлайн-формате. В десять-двенадцать лет ребенку уже можно доверить банковскую карту, которой он самостоятельно может расплачиваться. Самое время поговорить про кибербезопасность, кредиты и рациональность некоторых трат.
Чем старше становится ребенок, тем больше терминов и понятий появляется в его жизни. Уроки финансовой грамотности призваны избавить нас от лишнего напряжения и умерить тревогу, с которой неразрывно связан процесс взросления.
Как говорить с детьми о финансах
Учить на практике. Проще всего вовлекать ребенка в актуальные процессы: вместе ходить в магазин или отправлять его совершать покупки по списку самому, копить на определенные цели, дать возможность мониторить и сравнивать цены на интересующие его товары самостоятельно.
Объяснять понятия. С самого раннего возраста следует объяснить ребенку, что деньги — это не ценность, а инструмент, при помощи которого можно добиваться своих целей. Это поможет правильно расставить акценты в системе ценностей и избавит от лишнего психологического напряжения.
Показать рациональный подход. Ребенку стоит рассказать о многообразии систем ведения финансов: даже в пять-шесть лет можно записывать траты и поступления в отдельную тетрадь, чтобы в конце месяца проанализировать, на что уходят деньги и сколько удалось бы сберечь при более системном подходе.
Завести банковскую карту. С 10–12 лет ребенку можно завести отдельную карту, которой он сможет расплачиваться самостоятельно. Расскажите ему про кэшбэк, скидки и акции: следить за динамикой цен на интересующие его товары на самом деле интересно, а радость от выгодной покупки ни с чем не сравнима.
Поговорить про безопасность в интернете и реальной жизни. На самом деле это правило номер один: прежде чем доверять ребенку деньги, обсудите с ним все подводные камни. Расскажите про телефонных и интернет-мошенников, объясните, почему никому нельзя сообщать данные своей карты и что делать в случае ее утраты. Это поможет сориентироваться в случае непредвиденных обстоятельств и сохранять спокойствие в любой ситуации.
Пройти вместе курс финансовой грамотности. Задача таких курсов — помочь детям с самого раннего возраста ориентироваться и вырабатывать стратегию по обращению с финансами. История денег, семейный бюджет, особенности использования банковской карты — в доступной форме младшим школьникам можно объяснить все, что необходимо знать современному ребенку в начале своего финансового пути.
Овладев этими навыками в раннем возрасте, ребенок с большой долей вероятности сможет избежать серьезных финансовых проблем в будущем, а также страха перед обращением с деньгами и различными финансовыми операциями, которые предстоят ему уже в ближайшее время.
Больше текстов об экономике, финансах и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь