Отвечает супермаркет: как изменились наши пищевые привычки за последние два года
Уже много сказано слов о том, что пандемия и удаленный режим работы сказались на нашем образе жизни, изменив наши привычные предпочтения. Люди стали более осознанно относиться к потреблению, придерживаться здоровых привычек как в плане еды, так и в плане образа жизни. Это подтверждает исследование постковидных трендов потребления, проведенное NielsenIQ.
Конечно, пандемия и распространение нового вируса по земному шару заставили нас всех по-другому начать относиться к себе и своему здоровью. Но каждый человек понимает здоровый образ жизни по-разному: для кого-то это «чистое» питание, регулярные тренировки и отсутствие вредных привычек, кто-то предпочитает умеренное вегетарианство и активный образ жизни, а кто-то просто придерживается этичных взглядов и отказывается от продукции животного происхождения.
Потребительские тренды меняются постоянно, но и здесь пандемия выступила катализатором изменений. Есть два типа потребительских трендов: длинные и короткие. Они отличаются по степени продолжительности и влияния на повседневную жизнь. Так, например, к длинным трендам можно отнести рост популярности свежей продукции — все больше покупателей отдают предпочтение свежим овощам, фруктам, зелени, ягодам вне зависимости от времени года. Короткие тренды обычно могут характеризоваться внешними факторами, например сезонностью или модой. Один из ярких текущих коротких трендов — острая популярность микрозелени.
До и после
Пандемию также можно назвать одним из внешних факторов, который спровоцировал изменение покупательских привычек: в условиях ковидных ограничений мы начали проводить больше времени дома. После снятия жестких ограничений вновь вырос спрос на услуги ресторанов и кафе, спортклубов, а также других сфер, которые были недоступны во время режима самоизоляции.
В прошлом году потребители заново открыли для себя приготовление еды дома, стали активно пользоваться доставкой как готовой еды, так и продуктов на дом. Сейчас большая часть потребителей не готовы отказаться от онлайн-заказа готовой еды и продуктов, а также продолжают придерживаться принципов здорового питания. Это тоже подтверждает совместное исследование Роскачества и аналитического центра НАФИ.
По данным исследования Nielsen «Потребитель после карантина: новые миссии и особенности шопинга», мотив выбора того или иного канала совершения покупок также изменился. В магазин идут по привычке, чтобы прогуляться, 36% покупателей, чтобы просто выйти из дома — 27%. Онлайн-канал используют из-за широкого ассортимента 37% покупателей, для экономии времени — 35%, из-за нежелания стоять в очереди — 34%. Согласно исследованию, единственный не потерявший актуальности пандемийный тренд — самостоятельное приготовление еды. Это позволяет контролировать свой рацион и качество используемых продуктов.
Здоровое питание и веганство
Согласно исследованию PWC, в условиях пандемии резко возросла потребность в заботе о себе, поэтому розничным сетям сейчас необходимо продемонстрировать свое участие в обеспечении благополучия клиентов, внедряя инновационные инструменты в этой сфере. Покупатели стали значительно больше потреблять свежую продукцию, в корзине постепенно увеличивается доля веганских и вегетарианских товаров, все меньше в составах заказов можно увидеть джанк-фуд, кондитерские и хлебобулочные изделия.
Наше собственное исследование внутри онлайн-магазина, в котором приняли участие 2000 респондентов, показало, что такая тенденция действительно существует: 54% опрошенных отметили, что здоровыми считают продукты без добавок и консервантов, 47% знают о важности отказа от сахара. При этом сохраняется рациональный, разумный подход к выбору продуктов: 60% покупателей считают здоровым питанием формат «можно все, но понемногу».
Этичность и забота об окружающей среде
Также пандемия и вынужденные ограничения, связанные с локдауном, показали, как оживает окружающая среда без вмешательства человека. Во время пандемии потребители узнали больше о правильной сортировке мусора, стали более тщательно выбирать товары в зависимости от состава упаковки и условий производства, активно поддерживать экологические инициативы.
Экологичный ЗОЖ подразумевает выбор в пользу безопасной для окружающей среды бытовой химии, концепции zero waste, натуральных косметических средств, которые не тестируются на животных, и тех товаров, которые произведены с соблюдением международных стандартов условий труда.
По данным еще одного исследования Nielsen, посвященного здоровому образу жизни, в странах Европы спрос на товары с «зелеными» инициативами растет быстрее, если сравнивать со спросом на товары без этичного подтекста. В первую очередь этот тренд стимулируется осознанным отношением к потребляемым продуктам и товарам.
Появление нового вируса заставило людей задуматься о том, как они относятся к себе, своему телу и своему здоровью. Тренд на бережное и экологичное отношение не только к себе, но и к окружающей среде, стремительно развивается и продолжит набирать популярность и дальше, встречая поддержку в виде инициатив на государственном и международном уровнях. А беспрецедентно высокий спрос на моментальный онлайн-заказ товаров и услуг станет отправной точкой для очередного витка развития электронной коммерции и интернета в целом.
Больше текстов о науке, технологиях и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь