Обыкновенное чудо: как стать донором костного мозга и спасти незнакомого человека
О костном мозге и о том, для чего он нужен
Костный мозг — на самом деле не мозг и не костный. Это кроветворный орган, который выглядит как жидкость и находится внутри костей. По сути, это «фабрика крови» — в костном мозге из стволовых клеток образуются эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, которые затем попадают в кровеносную систему человека.
Иногда в организме случается сбой и кроветворная система начинает работать неправильно — производит клетки, которые никакой полезной функции не выполняют, зато очень быстро делятся. Так развивается лейкоз (рак крови).
Лейкоз лечат с помощью химио- и лучевой терапии. Если это не помогло, остается единственный способ лечения — пересадка человеку нового органа, который отвечает за «производство» крови. Трансплантацию костного мозга (стволовых клеток) также применяют при лечении некоторых иммунологических и гематологических заболеваний. Если все проходит удачно, новый кроветворный орган начинает приживаться и у человека появляется шанс на выздоровление.
Регистры доноров костного мозга
Для трансплантации костного мозга нужно найти «генетического близнеца» для пациента. Для этого его типируют (расшифровывают не весь генетический код, а только те гены, которые отвечают за тканевую совместимость) — определяют НLA-фенотип. Найти полностью совместимого донора в семье шансов мало. Если совместимого родственного донора нет, врачи с помощью специальной компьютерной программы ищут человека с таким же HLA-фенотипом в регистре. Если код совпадает, значит, клетки донора при пересадке должны прижиться. Группа крови и резус-фактор при этом не имеют значения.
Чем выше степень совместимости с донором, тем выше шанс, что организм реципиента примет «новую кровь» и будет меньше иммунологических реакций.
Регистры есть в большинстве развитых стран. Самые большие — в Германии и США, там количество потенциальных доноров исчисляется миллионами. В Израиле поделиться своим костным мозгом готов каждый девятый гражданин. В России же потенциальных доноров пока недостаточно — около 160 тысяч. Данные доноров внутри стран собираются в национальные регистры, а те передают их в мировой (во всех регистрах данные хранятся в обезличенном виде). Сейчас в мировом регистре, который называется World Marrow Donor Association (WMDA), данные свыше 39 миллионов потенциальных доноров из 55 стран. С его помощью находят спасение тысячи больных людей по всему миру.
Возникает вопрос: зачем развивать национальный регистр, если можно воспользоваться мировым? Россия — многонациональное государство, где живут представители различных этносов, у которых встречаются очень редкие НLA-фенотипы. Вероятность, что доноры из других стран подойдут, крайне мала. Исследования немецких ученых доказывают, что трансплантаты от соотечественников приживаются лучше, показатели выживаемости после пересадки от донора-земляка выше.
В России существуют две информационные системы, объединяющие все донорские базы страны. Одна — Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова (Национального РДКМ, создан Русфондом в 2017 году, объединяет данные пяти НКО-регистров). Вторая система — BMDS (Bone Marrow Donor Search, создана совместно НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачевой и Русфондом в 2015 году, содержит данные доноров госучреждений). В ближайшие годы планируется их слияние в единый Федеральный регистр доноров костного мозга — соответствующий законопроект одобренГосдумой в первом чтении.
Кто и как может стать донором
Вступить в регистр может любой здоровый человек в возрасте от 18 до 45 лет (его данные будут находиться в базе до 55 лет), весом не менее 50 кг, постоянно проживающий на территории России. Донорство костного мозга безопасно, если у вас нет хронических заболеваний. В анамнезе также не должно быть гепатитов B и C, сифилиса, ВИЧ, диабета, туберкулеза, малярии, онкологических заболеваний, хирургических вмешательств с удалением одного из органов. Полный список противопоказаний можно посмотреть на сайте регистра.
Развитие донорства костного мозга в России обрело национальный масштаб, когда в 2018 году к проекту Русфонда присоединилась компания «Инвитро». Медицинские офисы «Инвитро» есть в большинстве российских городов — чтобы стать потенциальным донором, достаточно прийти в любой из них, заполнить анкету и сдать образец крови (2–4 мл). Записываться заранее не нужно, специально готовиться — тоже. Дальше образец крови отправляется в лабораторию регистра в Казани, где специалисты проводят типирование. В зависимости от очередности это может занять от трех до шести месяцев. Результаты вносятся в Информационную систему Национального РДКМ, доброволец по электронной почте получает письмо с подтверждением вступления в регистр. Процедуру забора крови и логистику образцов берет на себя «Инвитро», типирование и включение доноров в регистр оплачивает Русфонд.
Будущим донорам костного мозга важно помнить три основных принципа, признанные во всем мире: добровольность, анонимность и безвозмездность. Это значит, что человек, который решил вступить в регистр, должен делать это исключительно по собственному желанию, понимая, что информация о нем будет зашифрована и останется конфиденциальной, что он может стать донором для любого незнакомого человека, нуждающегося в пересадке, и что он не получит за донорство материального вознаграждения.
Если произошло генетическое совпадение
Когда пациенту находят «генетического двойника», с ним связывается сотрудник регистра и уточняет, не изменилось ли его решение. Если все в силе, донора обследуют на инфекции и проводят подтверждающее типирование. Ничего не обнаружено и результаты типирования подтверждены? Тогда по согласованию с трансплантационным центром, в котором проходит лечение больной, регистр переходит к активации донора (так называют процедуру подготовки к донации).
Доброволец проходит тщательное обследование у специалистов. Если все хорошо, донора допускают к процедуре донации. Важно, что доноры Национального РДКМ не несут никаких затрат, все расходы, связанные с донорством, оплачиваются из средств Национального регистра.
Потенциальный донор в любой момент может отказаться без объяснения причин, даже если после совпадения он подтвердил свое намерение сдать клетки, прошел необходимые обследования, но вдруг передумал. У донора всегда есть такое право. Однако важно понимать: отказ в последний момент означает, что человек, которого начали готовить к трансплантации, может умереть, так как быстро найти второго «близнеца» вряд ли получится.
О процедуре пересадки костного мозга
Донорство костного мозга — это не опасно и не страшно. Ничего не отрезают и не вкалывают огромную иглу в позвоночник, как иногда показывают в фильмах. Забор кроветворных клеток проходит в Санкт-Петербурге и занимает от 5 до 9 дней. Донор ничего не тратит. Если он приезжает из другого города, ему оплачивают билеты и проживание в гостинице, страховку и суточные.
Длительность процедуры зависит от способа забора клеток, который выбрал донор. Первый вариант — забор через прокол в тазовой кости под общим наркозом. Процедура занимает около 40 минут. Второй вариант — забор клеток из периферической крови. Перед процедурой донору в течение пяти-шести дней делают инъекции препарата, который помогает кроветворным клеткам из костей перейти в кровоток. Когда их накапливается достаточно, человек садится в кресло, у него из вены на одной руке забирают кровь, специальный аппарат отфильтровывает кроветворные клетки, а остальную кровь «возвращают» донору через вену на другой руке. Процедура длится около пяти часов. В обоих случаях на выходе получается пакет с жидкостью, похожей на кровь, — именно она может спасти больного человека.
Пересадка костного мозга — это не операция, донор делится небольшим и не критичным для своего организма количеством кроветворных клеток (2–5% от общего числа). Они восстановятся через две недели, максимум — через месяц. Последствий для организма быть не должно. Через месяц и через полгода донор проходит обследование, чтобы убедиться, что здоровье в порядке.
Знакомство донора и реципиента
После пересадки, по обоюдному согласию пациент и донор могут анонимно обмениваться письмами через регистр. Спустя два года они могут встретиться. Однако это происходит не всегда. Люди, прошедшие сложное лечение, часто не хотят вспоминать тот страшный период своей жизни, а многие доноры не считают свой поступок чем-то героическим — они просто помогли незнакомому человеку и живут дальше.
Автор Ирина Федотова