Лучшее за неделю
24 сентября 2021 г., 18:20

Арт-проект размером с город: как устроен юбилейный Выкса-фестиваль

Читать на сайте
Фото: Владимир Яроцкий

«Выкса | Арт-Овраг» за десять лет стал, пожалуй, крупнейшим мультижанровым фестивалем, проходящим за пределами Москвы. Его история началась в 2011 году, когда руководители металлургической компании ОМК начинали проводить локальный фестиваль современной молодежной культуры, чтобы разнообразить досуг местных подростков. Уже к середине 10-х Выкса стала одним из главных городов уличного искусства: Паша 183, Слава ПБРК, Стас Багс, Никита Nomerz, Zuk Club, Константин ZMOGK Данилов и многие другие легенды стрит-арта отметились на стенах домов и сооружений, по праву превратив город в столицу граффити и трафаретов. Логичным продолжением этой истории стало появление арт-резиденции и индустриального стрит-арт-парка на территории завода, а в 2021-м здесь появился мураль «Смайл» Наташи Стручковой в коллаборации с детьми Выксы.

Фото: Владимир Яроцкий

Вслед за любителями баллончиков и маркеров подтянулись и ударники паблик-арта. Количество поражает даже по московским меркам: «арт-плоты» и «арт-дворы», инсталляция «PRO.ЕЛКА» Петра Виноградова, автобусная остановка от бюро «Дружба», «Все это не сон» Тимофея Ради разбросаны по всему городу. Отдельного внимания заслуживает местный ЦПКиО, уносящий посетителей в мир малых архитектурных форм и дающий своим ландшафтом исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении названия фестиваля.

Фото: Владимир Яроцкий

2021 год подарил выксунцам «Пустой пьедестал» от гуру мировой архитектуры Чарльза Ренфро, создателя столичного парка «Зарядье». На этот раз все минималистично: просто лист из «раскрученной стальной трубы», созданный под влиянием работ Шухова силами местных мастеров.

Нематериальная культура не отставала: помнит Выкса и 300-метровое застолье на площади Металлургов, и «Встречу» Юрия Муравицкого с «Красным матросом», и огненные танцы от Анны Абалихиной в жерле мартеновских печей. Однако настолько яркой театрально-концертной программы, как в этом году, пожалуй, еще не было.

«Он в Аргентине»

Одним из центральных событий фестиваля стал оммаж режиссеру и театральному педагогу Дмитрию Брусникину. Впервые спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской Брусникин поставил на сцене МХТ им. Чехова в 2011 году. Роль Дианы тогда, как и сейчас, исполнила несравненная Роза Хайруллина, Нины — Юлия Чебакова. В выксунской версии спектакля Юлия Чебакова дебютировала как режиссер, а роль Нины исполнила Ирина Пегова, любимая актриса жителей города, прежде никогда не поднимавшаяся на сцену у себя на малой родине. В интервью артистка замечает, что большая часть реквизита на сцене, включая одежду, — с ее местной дачи.

Карамзин. Театр в деревне

В 1990 году Людмила Петрушевская создала текст «Карамзин. Деревенский дневник». 31 год спустя он оживает в руках режиссера Алины Насибуллиной: выксунские подростки, исполняющие все роли, ездят на велосипеде, робко берут зрителя за руки, проводя по отрепетированному маршруту, трогательно читают тексты, в свете карманных фонариков. Площадка здесь — один из главных героев. ДК села Досчатое, построенный в 1953 году, за свою многолетнюю историю ни разу не видел капитального ремонта и держится только благодаря нежности и заботе обитателей.

ПАП-АП: шоу «Упсала-Цирка» «Мы не песок»

Еще одна премьера фестиваля 2021 года — совместный перформанс «Упсала-Цирка» и жителей города в ангарах Выксунского пассажирского автотранспортного предприятия. Это цирковое представление о том, как важно быть разными, любить себя и окружающих и просто уметь радоваться жизни во всех ее проявлениях. Еще одна линия — связь и преемственность поколений. За эту самую связь отвечают участницы выксунского хора ветеранов. Кто-то вскользь замечает, что песня для них и есть жизнь — круг циркового обруча замкнулся. 

«По углам», «По домам», «По водам»

Для всех, кто не прочь сам стать активным участником событий, организаторы приготовили краеведческие променады:

«По углам» предлагает прогуляться по городу с директором фестиваля Федором Павловым-Андреевичем, по дороге как бы случайно встречая местных жителей, и ответить на вопрос «Что такое Выкса?».

«По домам» — это полная выксунизация, возможность попасть не просто в дом, а сразу за накрытый стол к выксунцам и послушать их невыдуманные истории.

«По водам» — возможность увидеть Выксу с воды, отправившись в путешествие на SUP-досках, услышать историю Верхнего пруда (к слову сказать, он огромный и больше похож на озеро), его берегов и людей.

Все эти истории — это еще и размышления выксунцев о культурном коде, ответ на вопрос, скрытый за буквой Ы в названии города. «Очень  важная задача — подарить горожанам ощущение, что они и есть этот самый фестиваль!» — говорит его создатель Ирина Седых.

Автор: Владимир Яроцкий

Обсудить на сайте