Война со «шмурдяком», дожди и курс рубля. Почему российское вино подорожает
Винная революция
В апреле этого года министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев лично встретился с Владимиром Путиным в Кремле и доложил, что 60% вин, представленных в сетевых магазинах, произведено российскими виноделами. Министр связал увеличение доли отечественного алкоголя с законом «О виноградарстве», который вступил в силу летом 2020 года.
Этот документ запретил отечественным компаниям использовать импортный забродивший виноград для производства вина. Глава Союза виноградарей и виноделов России, журналист Дмитрий Киселев называл закон «революцией», утверждая, что новые меры защитят россиян от «импортного шмурдяка».
«Производители, которые продолжают, как и раньше, использовать заграничное сырье, теперь обязаны писать крупным шрифтом на своих этикетках, что их продукция не является вином. А ретейлерам запрещено ставить такие товары на винную полку, — объясняет “Снобу” применение нового закона эксперт алкогольного рынка Денис Пузырев. — Поэтому почти все российские виноделы перешли на отечественное сырье».
По оценкам специалистов, запрет, который поддержал Дмитрий Киселев, действительно помог отечественным производителям — еще в 2019 году доля их продукции на прилавках составляла всего 12%. Сейчас, по оценке Роскачества, она составляет около 50%. Однако через год, когда созреет вино урожая-2021, баланс может вновь сместиться в сторону импорта. Более того, некоторые российские хозяйства могут вообще не поставить вино в магазины. По словам источников, близких к производителям, летом и осенью у виноделов в России пропало 30–40% урожая, а то, что удалось поместить в бутылки и бочки, может иметь такие вкусовые качества, что вряд ли попадет на прилавки.
Виноград утонул
Погоду, которая стояла в этом августе в Причерноморье, синоптики назвали «природным проклятьем» или «библейским потопом». На Тамани, Кубани и в соседнем Крыму дождями затопило несколько поселков и курортов. Осадки не прекращались так долго, что в некоторых школах из-за подтопления перенесли начало учебного года.
Практически не пострадали или совсем не пострадали виноградники, расположенные на склонах с нечерноземными почвами — вода оттуда стекала, а земля быстро высыхала, рассказал «Снобу» винодел Павел Швец, который выращивает виноград на холмах южного Крыма. Большие проблемы дожди доставили крупным виноградникам в сотни и тысячи гектар, посаженным на плодородных равнинных почвах в Тамани — там стало труднее бороться с грибковыми заболеваниями, которые поражают виноград. «Эти грибки вызывают пожелтение и смерть листьев, которые отвечают за фотосинтез, — поясняет Швец. — А чем выше влажность, тем этих грибков больше».
Чтобы избежать распространения грибков, необходимо опрыскивать виноградники специальными препаратами минимум один раз в три недели, поясняет винодел. В маленьких винных хозяйствах это делают вручную, но один человек способен в срок обрабатывать не больше 1 гектара посадок. На крупных виноградниках растения обрабатывают с помощью тракторов, но если идут сильные ливни или затяжные дожди, техника вязнет в плодородном черноземе и не может работать. И как бы ни старались рабочие, химикаты смывает водой и грибок все равно поражает растения.
Помощь с неба и молчание
По данным Минсельхоза за прошлый год, общая площадь виноградников Краснодарского края составляет 27 тысяч гектаров. На его территории расположены виноградники крупных российских виноделен: «Кубань Вино» (8 тысяч гектаров) и «Фанагория» (3,4 тысячи гектаров).
В «Фанагории» («100 оттенков красного», Cru Lermont и др.) прошедшим летом дожди смыли плодородный слой грунта, по лужам не могла проехать техника, и виноделы были вынуждены применять вместо тракторов вертолеты, сообщал «Коммерсантъ».
Примерно 40% урожая потеряла «Южная винная компания» («Мерло резерв Тамани», «Рислинг Тамани»), которая производит около 10 млн литров с 2 тысяч гектаров. Ее директор по развитию Вячеслав Меркулов говорил, что для спасения оставшихся ягод приходилось пользоваться ручным трудом — это скажется на себестоимости и приведет к тому, что в 2022 году вино подорожает. При этом 80% собранного урожая компания продала, поскольку ее специалисты не были уверены, что из него получится вино прежнего качества.
Пережить августовский кризис удалось виноградникам «Кубань-Вино» («Шато Тамань», «Высокий берег» и др.). Там «Снобу» рассказали, что, несмотря на дожди, в этом году урожай на 15 тысяч тонн больше, чем в прошлом.
В «Фанагории» «Снобу» сообщили, что ее директор Петр Романишин не хочет говорить о проблемах с урожаем.
Что мы будем пить
По словам Павла Швеца, в следующем году не будет дефицита марочных вин и напитков немассового сегмента, которые производят хозяйства на рельефных неплодородных почвах.
Меркулов из «ЮВК» утверждает, что после дождей компания оставила себе некоторое количество урожая только трех сортов для производства вина: саперави, мерло и рислинг. «Пока [этот] виноград находится в стадии брожения, и я надеюсь, что вино у нас получится», — сказал он.
Из-за дождей виноград напитался влагой, в результате чего потерял в количестве сахара, который влияет на крепость вина, пояснил Меркулов «Снобу», поэтому его винодельня, вероятно, не сможет в следующем году выпустить вина высокой крепости. «Если линейка имела алкоголь 12,5%, а с текущем урожаем — 11,5%, то это уже наливать [в бутылки] нельзя, так как потребитель сразу скажет, что это не то вино, к которому он привык. Надо делать новое, но это — время, поэтому мы и продали виноград тем, кто делает вино меньшей крепости», — сказал он.
В «Кубань-Вино» «Снобу» сказали, что от дождей пострадали в основном сорта шардоне и пино.
Каких цен ждать и на что надеяться
Первое подорожание вина может произойти после Нового года. На него повлияют инфляция, падающий курс рубля и повышение акцизов. В «Кубань-Вино» планируют повысить ценник после 1 января. «Стоимость бутылки вырастет в среднем на 10–15%», — сказал «Снобу» замгендиректора компании Евгений Емельянов.
Вино будет дорожать и из-за дефицита российского винограда, который усилили дожди. «Российский виноград очень востребован, — говорит директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества Олеся Буняева. — [После ввода закона «О виноградарстве»] виноделам не хватает сырья, чтобы производить продукцию в прежнем объеме. Стоимость некоторых сортов возросла вдвое-втрое. И если раньше виноделы (условно) лили 50% российского и 50% зарубежного виноматериала, то теперь ситуация иная: например, у предприятия с мощностями на 1 млн литров оказывается сырья только 500 тысяч. А это значит, что они начинают поднимать ценник».
Роскачество 15 ноября опубликовало прогноз, согласно которому вина из Италии и Франции могут подорожать на 30%. Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев считает, что цена на российское вино не поползет вверх так резко. Хотя, по его словам, затраты виноделов на спасение винограда от грибковых заболеваний тоже могут сказаться на ценах. «Тамань, пострадавшая от дождей, — это регион массового производства недорогого винограда для массового вина. А это вино составляет основу рынка, — говорит он. — Но на 30% вино не может подорожать, потому что оно просто перестанет продаваться. Хотя поставщики [после дождей] и будут давить ценами, у ретейлера есть потолок потребительского спроса — он находится где-то между 500 и 600 рублями за бутылку. А если мы говорим о массовом вине в сегменте примерно 300 рублей за бутылку, то там каждые пять рублей влияют на спрос. С этой данностью мы ничего сделать не можем. Потому, если любимая для многих изабелла или каберне совиньон поднимутся в цене на 50 рублей, люди найдут что-то другое за те же деньги».
Крупнейшие ретейлеры — например, X5, «Магнит» и «КБ» — будут держать цены до последнего, считает Ставцев. «Будет идти “война нервов” за новые цены, — предполагает он. — Конкуренция будет нарастать очень сильно, однако цены на вино все равно вырастут на 10–15%». По этой причине ожидается переток спроса на вино в дискаунтеры.
Меркулов из «ЮВК» говорит, что вина дороже 600–700 рублей подорожают на 8,5 процента, а вина массовой линейки, чьи производители были вынуждены тратить средства на спасение винограда и понесли убытки, могут подорожать и на 20%.
«Окончательный ценник на вино определится осенью, так как урожай 2020-го был неполным из-за засухи, а урожай этого года серьезно пострадал от дождей, — поясняет руководитель WineRetail. — Поэтому предположительно осенью возникнет товарный дефицит на вино массового спроса. И если следующим летом опять не повезет с погодой — третий год подряд, — то подорожание может повториться».
Автор Алексей Синяков
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь