«Подкаст — это интимная история». Алекс Дубас о феномене «анны аТмаховой» и подкастинге вообще
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«анна аТмахова» — документальный аудиосериал, рассказывающий историю молодой поэтессы и певицы Анны (имя изменено по соображениям безопасности). В 2019 году она познакомилась с Евгением Гришковцом во время его гастролей в Кирове. Писателя впечатлило творчество девушки, и он представил ее одному из российских музыкальных продюсеров. Но сотрудничество не сложилось — вскоре после знакомства Анну осудили за незаконный оборот наркотиков. В подкасте Гришковец рассказывает, как он пытается участвовать в судьбе поэтессы, которой предстоит отсидеть еще почти четыре года.
Ɔ. Есть ли у вас планы продолжать «анну аТмахову»?
Да, наша «Фабрика подкаста», конечно, не собирается бросать Анну, ведь ее история продолжается. Многие артисты интересуются судьбой певицы, слушатели пишут письма. Похоже, что все идет ко второму сезону.
Возможно, попросим кого-то из известных саунд-продюсеров записать ее альбом. Евгений Гришковец летал в колонию к Анне, провел с ней два часа. Я просил его записать с ней интервью, но это сделать не разрешили. Так что он дал ей вопросы на бумаге — возможно, Анна сможет записать ответы на аудио и передать назад.
Ɔ. Сколько человек послушали «аТмахову»?
У меня пока нет точного ответа на этот вопрос. У подкастов ведь есть проблема со статистикой — они размещаются сразу на всех платформах. И каждая считает прослушивание по-своему: кто-то по клику, кто-то по полному прослушиванию, кто-то после десяти минут прослушивания. Думаю, с «аТмаховой» в сумме по всем ресурсам мы перевалили за отметку в 200 тысяч слушателей и продолжаем расти. Прослушивание подкаста ведь растянуто во времени. В отличие от радиопередачи, подкаст никуда не уходит, слушателей еще будет немало.
Ɔ. Почему, как вам кажется, ваш первый подкаст получил широкую известность?
Думаю, что это снайперское попадание в целевую аудиторию. Все же основные слушатели подкастов — молодые люди. А статья 228 в нашей стране как никогда актуальна. И в первую очередь эта статья «собирает урожай» именно в их среде. Я дал послушать несколько выпусков «анны» своим студентам. Их реакция была примерно следующей: «Интересно, какие-то известные дядьки вдруг почему-то заговорили о том, что по-настоящему нас волнует».
С другой стороны, за этими «известными дядьками» — Аграновичем, Гришковцом, Кортневым, Хавтаном — пришла своя аудитория, совершенно новая для подкаста.
Ну и кроме того, «анна аТмахова» — действительно сильная история.
Ɔ. Как вы объясняете новой аудитории, что такое подкасты?
Не моя формулировка, но очень верная: «Подкаст — это радио по запросу». Я 25 лет работаю на радио. Столько у меня было уникальных, чудесных, прекрасных проектов. Но они, увы, остались только в эфирном пространстве. Физически их невозможно переслушать. Да и не нужно, наверное. Но иногда хочется делать то, к чему захочется вернуться и через полгода, и через год.
Ɔ. Почему бы радио не идти по этому пути — записывать эфиры и выкладывать их на подкаст-платформы?
Это почти все и делают, но там пропадает магия радио. Его самая главная ценность — сиюминутность. Драйв прямого эфира.
Подкаст же более интимная история, чем радио. Ты включаешь подкаст, потому что сам выбрал этот голос, тему и сюжет, выбрал в свободное время. Слушая радио, ты обречен присоединиться к уже происходящему. Вот ты сел в машину, включил приемник, а там: «Привет, друзья! Продолжение нашего конкурса! Угадайте, пожалуйста, кто был той самой исторической фигурой… Погода сегодня такая-то, пробки на улице Забелина». Это актуальная информация. Ты можешь подключиться к этому эфиру и к этому настроению, но оно тебе навязано. Берешь что есть, не сам выбираешь.
И когда радиоэфир появляется на подкаст-платформе, разница между радио и подкастом очень чувствуется: это разная подача и разный подход. Радио не хуже ни в коем случае, просто это другое.
Ɔ. Подкасты — это альтернатива или убийца радио?
Подкасты точно не убьют радио. У них разные задачи и небольшая конкуренция между собой. Вообще, если говорить об аудиоконтенте, то здесь в принципе небольшая конкуренция. Музыка, аудиокниги, радио и подкасты. Когда человек все это слушает? Когда не может держать в руках смартфон или смотреть в экран. То есть во время приготовления завтрака, за рулем и во время пробежки.
Ɔ. «Фабрика подкаста» для вас — это бизнес?
И фан, и бизнес, конечно. Есть три способа монетизировать подкасты. Первый — рекламные интеграции: «”Мастеркард” представляет такой-то подкаст», «рубрика от нашего партнера жвачки “Стиморол”». Второй — сотрудничество с какой-нибудь платформой. Это значит, что ты продаешь эксклюзивные права и звучишь только, скажем, на «Яндекс.Музыке». Из плюсов здесь — гарантированный доход, из минусов — срезаешь часть слушателей. Третий способ монетизации — продавать подписку.
Два наших подкаста выходят только на Storytell, оба — литературные. Один из них, «На себя со стороны», мой подкаст о путевых заметках знаменитых писателей из их путешествий по России. Другой — «Ну что, мальчики» — литературный стендап, где поэт Воденников и писатель Снегирев осмысливают современность.
В начале следующего года выйдет подкаст «Новый, новый мир», в котором актриса Ирина Горбачева и шоумен Антон Криворотов говорят о новой этике: суррогатном материнстве, полиамории, микродозинге. Ира — невероятная ведущая и интервьюер, а Антон — яркий человек без тормозов, настоящий провокатор, в самом комплиментарном смысле этого слова. Вот этот подкаст выйдет на всех без исключения платформах и будет монетизироваться при помощи рекламы. Подписку же мы пока не пробуем.
Ɔ. А какие подкасты вы сейчас слушаете?
Сейчас я смотрю сериал Hulu «Убийство в одном здании» — о людях, которые записывают подкаст в жанре true crime.
Вторая история, которая мне очень нравится, — «Полуночная проповедь» на Netflix. Это восемь мультфильмов про юношу, который, как Маленький принц, живет на планете и с помощью портала переносится на другие умирающие планеты, например на планету котов. Как оказалось, — для меня это стало открытием после того, как я посмотрел четыре серии, — этот сериал основан на реальном подкасте человека, который записывал выпуски с психологами, буддистами и другими интересными людьми. Например, со своей мамой. В мультфильме использовали аудиодорожку из подкаста.
Мне очень нравится, что у подкастов появляется визуальный образ. Недавно я встречался со сценаристом Романом Кантором, и он вдруг мне говорит: «А я думал, ты хотел со мной поговорить насчет “анны аТмаховой”. Я послушал, это так круто, очень хочу сделать из этого сериал». А ведь встречались совершенно по другому поводу.
Ɔ. И что, будете делать сериал?
Не знаю, посмотрим.
Беседовала Евгения Соколовская