Лучшее за неделю
Марат Гельман
13 октября 2008 г., 00:00

Марат Гельман привез бедное искусство в русскую провинцию

Читать на сайте

«Бедные» художники о «бедном» искусстве

Владимир Кошляков

Раньше бедное не было качеством, а органичным искусством в андеграундной среде. Каждый делал что-то на коленке, сидя на кухне. Конфликт бедного искусства и буржуазного возник недавно. Мне легче работать с бедными материалами. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что надо делать быстро, коротко. Приглашают, дают залы, пять дней на монтаж. За четыре-пять дней надо покрывать большие пространства и высказываться по максимуму. Я делаю, потом все выбрасываю — негде хранить. Это и есть требования времени.

Петр Белый

У меня были проекты, которые зритель загонял ошибочно в литературу. Было некое многословие, и я пытаюсь от него очиститься, как от шелухи. Я уже не использую больше двух материалов в одном проекте. Фотография, трава, палочки, земля для меня сейчас исключены. Многословный жадный рассказ неуместен. «Русское бедное» тоже высказывается лаконично. Есть соединение между русским бедным и чистотой высказывания — в силу ограниченности в материале. 

Александр Бродский

Бедное искусство — это то, что легко сделать, не имея спонсоров и специальных средств. Можно разрабатывать эстетику бедного искусства, не будучи бедным человеком, делать нарочито бедную работу — это может быть связано, например, с модой. Если я богат, то могу усыпать бриллиантами череп, а могу, даже имея такую возможность, делать что-то из пыли. Мне кажется, нужно различать эти вещи.

Юрий Шабельников

Объединяющим принципом нашего проекта в действительности является, как это ни банально, формальный подход. Речь идет о тенденции обращения художников к прозаическим, грубым, мусорным, находящимся в буквальном смысле под ногами материалам, как то: уголь, гофрокартон, скотч, пыль, дерево и даже предметы и вещи, найденные на свалке. Иными словами, художники используют то, что цивилизация исторгла, выбросила, то, что оказалось ненужным и невостребованным. 

Дмитрий Гутов

Иногда у меня есть какая-то любовь к дорогим материалам, знаешь, вот икона — сусальным золотом покрыта, или что-нибудь хорошо обработано. Есть иногда желание, чтобы было золото, брюлики, — оно внутри живет... но что-то не могу я с этим работать, душа не лежит. Особенно в условиях всех этих черепушек бриллиантовых. Хочется, конечно, совсем другого. Кроме того, меня помойки с детства интересовали, надо сказать.

Анатолий Осмоловский

Это позитивный момент, что «русское бедное» принадлежит антигламурной культуре. Тенденция, которая явно существует в московской ситуации, — это, конечно, гламур. Туда входит АЕС, поздний Кулик — не который сейчас, а предыдущий, Дубосарский—Виноградов. Я не говорю, кто хорош, кто плох, просто обозначаю тренд. Слово «бедное» здесь заостряет этот эстетический конфликт.

Николай Полисский

Я же вижу, насколько русский человек в отвязном состоянии неаккуратен — он возьмет здоровый молоток, топор, кувалду и ляпает. Конечно, он не сможет стоять на потоке и делать мерседесы — будет делать что-то другое. Бедное искусство, например. В целом мы народ все-таки бедный, каким же нам искусством еще заниматься. Я же не какой-нибудь националист, не говорю, что мы самые лучшие. Какие есть — такие есть, и нужно пользоваться тем, что у тебя есть — материалом, менталитетом, характером.

Пермь: семь признаков культурной столицы

В прошлом году под руководством сенатора и члена клуба Сноб Сергея Гордеева была создана Корпорация развития Перми, взявшая на себя труд по разработке и осуществлению Генерального плана развития города до 2030 года. В его основу были положены принципы сохранения исторического своеобразия города и превращения его в культурную столицу Поволжья. Одним из самых ярких моментов этой стратегии стала программа «Семь уникальных объектов Перми». По мнению Сергея Гордеева, быть уникальным в мире означает не делать нечто, в чем заведомо можно кому-то проиграть. В списке предлагаемых для реализации проектов:

·     музей русского современного искусства (первым шагом по его созданию стало проведение выставки «Русское бедное»);

·     музей деревянной скульптуры, чьи экспонаты будут закупаться по всему миру;

·     зоопарк, в котором будут содержаться одни медведи (в том числе коалы и панды, которых нет ни в одном российском зоопарке);

·     музей Бабы-Яги (по мнению пермских ученых, родина этого персонажа – именно Пермь);

·     парк пермского периода;

·     музей моторов;

·     уникальный мост через реку Кама, проект которого должен быть обязательно разработан архитектором с мировым именем.

Кроме того, усилиями Сергея Гордеева и губернатора края Олега Чиркунова в следующем году в Пермь будут переведены два выдающихся фестиваля. Первый из них, театральный фестиваль «Территория», был создан Евгением Мироновым и Кириллом Серебренниковым и до сих пор базировался в Москве. Второй, рок-фестиваль «Старый новый рок», до сих пор был прочно закреплен за Екатеринбургом.

Обсудить на сайте