Лучшее за неделю
Павел Пепперштейн
15 декабря 2008 г., 00:00

Павел Пепперштейн придумал новый стиль – «нацсупрематизм»

Читать на сайте

Какой художественный стиль сейчас можно назвать репрезентативным для России? Мы знаем, что художественные вкусы нашего населения далеко не всегда соответствуют тому, что могло бы работать на культурный престиж и эстетический статус нашей страны на Западе. Речь идет о стиле, в котором были бы выдержаны наши посольства, офисы торгпредств, российских авиакомпаний, вокзалы, здания и помещения аэропортов, фестивали российской культуры и так далее. Чтобы дать представление, какие стили внешней репрезентации представляли Россию раньше, можно назвать следующий ряд: русский классицизм, затем стиль Александра III «а-ля рюс», после него в начале ХХ века набрал силу русский модерн, затем конструктивизм, после которого Россию представлял сталинский социалистический реализм с соответствующей эклектикой в архитектуре, и, наконец, утопизм 60-х годов.

Время от времени художники выступают с такими проектными предложениями общего репрезентативного художественного стиля для России. Было бы неправильно думать, что это просто выражение каких-то творческих амбиций. Видимо, художники более чем кто-либо другой ощущают потребность в таком стиле и чувствуют вакуум, который присутствует сейчас в данной области.

Если размышлять о новом репрезентативном стиле, который был бы идеален на данный момент, в голову немедленно приходит слово «супрематизм». За границами нашей родины узнавание и считывание супрематического изображения как русского происходит мгновенно.

Что забавно: внутри страны, наоборот, населением супрематизм воспринимается как нечто непонятное, загадочное и чуждое. Потому этот стиль задуман именно для использования вне нашей страны. В данном проекте я решил сосредоточить свое внимание именно на супрематизме. Он идеален как основа для разработки нового репрезентативного стиля, но с существенными модификациями для того, чтобы он соответствовал нынешнему моменту. Поначалу я хотел назвать этот стиль «национал-супрематизм», но все-таки не назвал. Меня остановила нежелательная в данном случае аллюзия на германских национал-социалистов, фашистов проще говоря. Эта ассоциация тут абсолютно ни  при чем и только мешает. К сожалению — потому что «национал-супрематизм» звучит хорошо. Поэтому пришлось немного сократить название, и сейчас рабочее название этого художественного стиля — «нацсупрематизм».

Вообще у русской культуры за границей было не так много абсолютных триумфов, упоительных моментов, когда русское искусство вызывало бы шквальную любовь и интерес. Например, дягилевские «Русские сезоны» в Париже — образец русского модерна, который тогда достиг своего апогея. Сейчас, когда общаешься с западными зрителями, от интеллектуалов до самых простых персонажей, все время слышишь стон–призыв: «нельзя ли что-то вот такое, как тогда было». Вроде бы давно померли те, кто видел эти самые «сезоны», и, тем не менее, сохраняется память об этом, как о незабываемом празднике, как о чем-то сказочном.

На Западе до сих пор есть ожидание «света с Востока», какого то «луча» именно в виде праздника искусства. Сейчас Россия максимально непопулярна, и, тем не менее, такие ожидания присутствуют. Люди на Западе хотят, чтобы мы их не только пугали, но и устраивали прекрасные праздники. И за это нас готовы полюбить. Безусловно, это выгодно для России в политическом и общекультурном смысле. Такие вспышки любви очень нужны нашей стране. Было бы глупо не думать об этом и не разрабатывать эстетические и художественные проекты, которые были бы ориентированы на Запад.

Данная выставка — это, конечно, в чистом виде утопический проект. Выставка «Или — или» в условиях непопулярности России и достаточно конфликтных отношений с Западом представляет собой такой вот праздник, причем выдержанный в наглых интонациях, в форме веселого наезда на Запад, с демонстрацией удали, бесшабашности по отношению ко всему арт-миру.

Выставка Павла Пепперштейна «Или — или». Галерея «Риджина» в центре современного искусства «Винзавод» с 14 декабря по 17 января. Адрес галереи: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6

Обсудить на сайте