Лучшее за неделю
Юлия Идлис
18 декабря 2008 г., 00:00

Выставка Пепперштейна в «Риджине», «Живые портреты» Энди Уорхола

Читать на сайте

Лишнее приглашение спрашивали от самых бульваров. Изумленные писатели шли на церемонию, которая восемь лет до этого была этаким «внутрицеховым» событием для номинированных на премию и их знакомых, пробирались через толпу читателей, заходили внутрь и с тревогой спрашивали друг у друга: «Вы знаете, кто все эти люди?!» Внутри было как-то привычнее, там прогуливалась «своя» публика — поэты Евгений Рейн и Тимур Кибиров, писатели Александр Кабаков, Сергей Шаргунов и Дмитрий Липскеров, редакторы толстых литературных журналов (Андрей Василевский) и главный редактор ELLE Ирина Михайловская.

ELLE впервые в этом году учредил собственный приз. Он предназначался девушке, и в этом была отдельная интрига: далеко не все девушки, попадающие в шорт-лист «Дебюта», соответствуют представлениям глянца о том, как должен выглядеть писатель, особенно если он женского пола. Но попадание получилось: на сцену поднялась красивая крошечная блондинка в сложном сером платье — Екатерина Репина, автор повести «Все те же люди, февраль и кофеин». Повесть пока никто, кроме жюри, не читал, но известно, что она состоит из нескольких новелл, одна из которых будет опубликована в журнале. Катя получила из рук Ирины Михайловской свой приз — подвеску и браслет, совершенно детским голосом сказала в микрофон: «Спасибо!» и ушла. Зал хором умилился. «Ах ты ж боже мой!» — выдохнул сидевший сзади академик-океанолог и депутат Артур Чилингаров, еще четыре часа назад стоявший на палубе ледокола «Москва»: он прилетел вручать приз в номинации «Крупная проза» из Питера, где ледокол спускали на воду.

В номинации «Малая проза» приз вручала Лидия Федосеева-Шукшина. Глядя на окружавших ее шорт-листеров, она произнесла: «Я хоть и немолодая, но русская актриса, и что-то я не понимаю, о чем они говорят». «Они про секс!» — крикнули ей из первых рядов. «Я знаю, что такое секс. Но не люблю», — ответила она игриво и бросилась целовать 20-летнего лауреата Михаила Енотова. «Ка-а-ак неожиданно», — прокомментировал ведущий Владимир Молчанов.

Неожиданности подстерегали и пришедших в субботу вечером в галерею «Риджина» на вернисаж выставки Павла Пепперштейна «ИЛИ — ИЛИ. Нацсупрематизм — проект нового национального стиля России». «Тут есть прикольчики?» — весело кричал 4-летний ребенок, вбегая в выставочный зал. «Нет, сынок, тут только картины», — отвечала ему молодая мама.

Гости озадаченно рассматривали супрематические образы России (богатырей, матрешек, черные квадраты) и Америки (картины «OBAMA — MAMA» и «OBAMA (в) HOPE»). Часть присутствовавших приняла традиционную для Пепперштейна тему войны символов всерьез и принялась рассуждать об отношениях России и США, пока другая часть фиксировалась на художественных приемах. «Это у него намек на Пузенкова?» — спрашивал дизайнер Михаил Аникст, глядя на очередную вариацию «Черного квадрата» с надписью Who is afraid of  black square?

«Это Потемкинская лестница, кадр из фильма Эйзенштейна», — втолковывал ребенку его седовласый отец, указывая на кислотных цветов Потемкинскую лестницу, по которой в детской коляске ехал очередной Черный квадрат — работа «Рождение Голливуда». Но мальчик уже мчался рассматривать матрешек на другой картине.

Зрелые же годы Голливуда можно было наблюдать во вторник в Государственном музее современного искусства на Гоголевском бульваре на выставке «Энди Уорхол. Живые портреты». Часть из представленных на выставке фильмов Уорхола (Andy Warhol) уже была показана в Москве в 2001-м, но куратор Клаус Бизенбах (Klaus Biesenbach) привез также кинопробы, на которых в камеру смотрят Деннис Хоппер (Dennis Hopper), Джейн Хольцер (Jane Holzer), Сальвадор Дали (Salvador Dali), Сьюзан Зонтаг (Susan Sontag) — многие, кто оказывался в 60-е в студии Уорхола. 

Присутствующих терзала одна мысль: как бы раздеться. Еще до открытия в гардеробе кончились номерки — он был явно не рассчитан на такой наплыв любителей искусства. «Господа, кто хочет в одежде, может в одежде», — надрывалась гардеробщица, пока гости в шубах толкались на лестнице, ведущей в залы.

Наверху Иосиф Бакштейн бродил по залам и целовался то с одной, то с другой девушкой из тех, кому все же посчастливилось раздеться, — среди счастливиц были Ирина Михайловская и Ольга Кабо. Неподалеку, обмахиваясь приглашением, стоял Эдуард Лимонов в теплом пальто.

«…И мутанты, и уроды», — говорил начинающий глянцевый фотограф начинающему арт-критику. Как выяснилось, они обсуждали показ «Обитаемого острова» для блогеров, который только что прошел в «Октябре», где продюсер фильма Роднянский сообщил, что Федор Бондарчук сломал руку в двух местах и приехать не сможет. Модель и актриса 1960-х Энн Бьюкенен (Ann Buchanan) молча плакала с экрана, висевшего тут же на стене.

На лестнице до самого закрытия продолжалась толчея: все рвались взглянуть в глаза кинозвездам прошлого. «Где искусство-то? Куда идти? Туда, где толкучка?» — озадаченно спрашивал кто-то из гостей. Другой, интимно притиснутый к нему общим порывом, повторял: «Я 10 минут не мог войти в здание!» У входа сталкивались два потока людей — киноманы, светские персонажи, художники, тусовщики, финансисты: одни все посмотрели и надеялись уйти, а другие только пытались зайти внутрь. Иногда толпящиеся узнавали друг друга и принимались целоваться. Так неделя, начавшись с давки вокруг молодой литературы, закончилась трамвайным ажиотажем вокруг арта. В центре этого культурного водоворота на руках у какой-то девушки дрожал маленький белый чи-хуа-хуа, с ужасом глядя на объединяющую силу искусства.

 

Обсудить на сайте