Наталья Семенова издала альбом «Агитлак», посвященный палехской росписи
«Александр Добровинский это нашел и открыл, а мы его обессмертили» — так говорит о своем участии в создании альбома «Агитлак» Наталья Семенова. В этом альбоме знакомые нам палехские лаковые миниатюры представлены в качестве мощного орудия социалистической пропаганды и агитации. Палехские шкатулки превратились в маленькие винтики системы идеологической обработки — в так называемый «агитлак». Авторство термина принадлежит известному адвокату Александру Добровинскому, на основе коллекции которого составлен альбом. «Еще три года назад я, умудренный опытом профессиональный коллекционер, не мог себе даже представить, что в искусстве ХХ века есть что-то не изученное, достойное называться открытием нового пласта нашей культуры», — говорит Александр. «Мы с Ириной Тархановой, которая сделала немало книг по “агитфарфору”, заболели этой темой не меньше, чем сам Александр, — рассказывает Наталья Семенова. — Мы считаем, что “агитфарфор”, который считается знаковой советской продукцией, меркнет по сравнению с “агитлаком”. Дело в том, что иконописная составляющая этих вещиц придает им особую душу. Сила “агитлака” в сочетании русской иконы с советским революционным искусством. Именно этим палехский промысел так интересен. И то, что сделал Александр Добровинский, — это настоящее открытие. Александр пригласил меня как издателя, он знает, что я не только умею писать книги, но и делать их. Поскольку я не могу все делать сама, я пригласила еще несколько человек, и у нас получилась очень хорошая команда. С Женей Гершкович мы до этого уже сделали одну книгу, и я предложила ей написать текст к этому альбому. Она целый год занималась этой темой и очень ею прониклась. Третий наш человек — это Ира Тарханова, дизайнер этой книги. Ну и, конечно же, сам Александр Добровинский, он в этом проекте является не только владельцем коллекции, но и создателем книги».
До революции Палех был известен как село иконописцев, а после 1917 года палехские художники объединились в «Артель древней живописи» и стали писать миниатюры на коробочках из папье-маше, сюжеты для которых диктовала уже новая жизнь. Революция 1917 года сильно изменила жизнь палехских художников: «Они все равно были обязаны пахать, сеять, копать картошку и прочее, жили впроголодь, а потом их просто всех либо отправили на фронт, либо сгноили в тюрьмах. Потому этот промысел умер, — рассказывает Семенова. — Александр Андреевич Добровинский принял решение, что все собранные средства будут потрачены на благотворительность. Книга будет достаточно дорогой, широкой продажи ее не будет, но мы договорились о том, что нам передадут для продажи некоторое количество экземпляров. Кстати, в Плесе будет первая выставка пятидесяти вещей из коллекции Добровинского, там же коллекционер прочтет небольшую лекцию. Выставка будет проходить в рамках Пасхального фестиваля. Мне еще очень хочется включить эту выставку в программу Года России во Франции, который пройдет в следующем году. И дело не в том, что мне хочется рассказать о том, какие мы замечательные, а в том, что это такой интересный кусок нашей истории, о котором почти никто не знает».