Игорь Гурович создаст памятник жертвам авиакатастрофы
14 сентября 2008 года в Перми разбился самолет Boeing 737, летевший рейсом Москва — Пермь. При падении самолет взорвался, горящие обломки упали рядом с пермской промзоной, повредив участок Транссиба. Все находившиеся на борту люди — 82 пассажира и шесть членов экипажа — погибли. Причина падения самолета,по данным следствия, заключалась в плохой подготовке экипажа, а у командира корабля в крови нашли алкоголь. Сейчас на месте крушения установлен мемориальный камень, а родственники погибших посадили там деревья. Спустя почти полгода после авиакатастрофы краевые власти провели архитектурный конкурс на создание мемориала погибшим. Памятник будет создан в основном на добровольные пожертвования. Его планируют открыть в сентябре 2009 года, к годовщине трагедии, но члены общественного совета по увековечиванию памяти жертв авиакатастрофы не уверены, что успеют полностью закончить мемориал к этой дате. Возможно, работы будут продолжены и после официального открытия. О том, каким будет памятник, корреспонденту «Сноба» рассказал победитель конкурса, художник и дизайнер Игорь Гурович.
«Самолет разбился в Перми 14 сентября, решение о том, что надо поставить памятник погибшим, было принято в ноябре — именно тогда Марат Гельман предложил мне принять участие в конкурсе на проект памятника жертвам крушения ”Боинга-737”. И тогда же я поехал в Пермь, чтобы посмотреть место авиакатастрофы, ведь именно там будет строиться мемориал. Это очень странное место, тяжелое. В нашей стране есть места про русскую тоску, а есть про русскую красоту: холмик, березка, поле. Так вот, это место с холмом и березкой, но еще и с железной дорогой и девятиэтажками. К тому же я ездил туда в ноябре, когда под ногами была невероятная грязь: местная глинистая почва смешалась с первым снегом, который растаял. Самолет упал в нескольких метрах от двухэтажных деревянных домов, и я вообще не понял, как к ним идти по этому месиву. Так вот оказалось, что в такую погоду люди ходят к этим домам по трубе отопления, проложенной по поверхности. Так что место очень тяжелое и непростое. Кроме того, к памятнику нужен какой-то подъезд или проход — ведь самолет упал на железную дорогу. В общем, я понял, что хотя первое желание — это начать спорить с этим пространством, сопротивляться ему, как раз этого делать не надо. Хотя подозреваю, что остальные участники конкурса в своих проектах вступали в противостояние с местом. Участвовали шесть коллективов, состоявших из архитекторов и художников,— я же сам себе художник, сам себе архитектор. И в результате идею проекта подсказала сама территория. К той самой улице Лодыгина, рядом с которой упал самолет, ведет большой подъем — и человек, посещающий мемориал, поднимается вверх по лестнице к амфитеатру, из которого открывается вид на железную дорогу и поминальный камень, лежащий на другой стороне магистрали. От лестницы расходятся широкие проходы, где в стенах за стеклом будут вещи погибших, найденные на месте крушения. Напротив каждого такого стеклянного блока будет стоять скамейка. В амфитеатре — 88 свечей, по числу погибших. Амфитеатр, широкая лестница, подъем, проходы — это все говорит о трагедии, будто в древней Греции. Мемориал вне конфессий, он говорит о людях, которые погибли и которых мы хотим помнить».