Тайный концерт на заводе «Арма», человек с тремя ушами на «Винзаводе», балерина №1 во МХАТе
Это тот редкий случай, когда мы имеем дело с настоящим хайпом: за короткое время некий феномен резко набирает популярность благодаря Интернету и поддержке представителей определенного комьюнити — в данном случае тех, кого с легкой руки журнала «Афиша» называют «хипстерами». Именно они и собрались на премьеру пластинки в студии Firma Style, которая является и клубом, и офисом, где днем молодые люди приятной наружности строят веб-сайты и придумывают дизайн, скажем, для парфюмерии Дениса Симачева. По пятницам и субботам здесь читают лекции и проводят мастер-классы, справляют дни рождения и устраивают презентации.
Концерт Tesla Boy можно назвать эталонным хипстерским мероприятием. Вокруг группы после их выступления на вернисаже у Даши Ястребовой возник нешуточный ажиотаж, и он только усилился, когда за день до презентации организаторы оповестили о ней сотню человек — диджеев, промоутеров, дизайнеров, журналистов. Остальных отсеивали два мужчины в костюмах на входе. В десять вечера на Firma уже было не протолкнуться. В толпе удалось разглядеть певицу Глюкозу с увесистым охранником, сочувствующих хипстерскому движению Леву и Шуру из группы «Би-2», модель Данилу Полякова, как всегда одетого во что-то невероятное. На концерте был замечен также член клуба «Сноб» Вадим Дымов, которого некоторые из присутствующих приняли за папу вокалиста группы Антона Севидова — так похож.
Об обаянии Севидова и правда можно спорить, Tesla Boy действительно глубоко неоригинальны. Однако это лучшая из возможных русских стилизаций под 80-е, под группу A-Ha, ранний Depeche Mode и продукцию французского лейбла Valerie, уже обратившего на них внимание. Кстати, альбом выложен в Сети вот тут.
Филипп Миронов
В семь вечера в выходной день в 4-м Сыромятническом переулке негде было оставить машину — в «Цехе белого» на «Винзаводе» открывалась выставка «Наука как предчувствие», на которую были приглашены и члены клуба «Сноб» .
«Винзавод» наконец-то стал такой площадкой, какой и должен был быть, — культурным аттракционом, рассчитанным на массы, а не профессиональным междусобойчиком. В этом отношении «Наука как предчувствие» — выдающаяся выставка, совмещающая просветительскую и развлекательную функции. На представленные работы можно не только задумчиво смотреть, уперев кулачок в подбородок, — что-то можно потрогать-покрутить, что-то само ездит и крутится.
Выставка, собранная куратором Дмитрием Булатовым, — это такой дайджест инсталляций и видео, представляющий разные формы взаимодействия искусства с наукой. Некоторые вещи проходят прямо по ведомству научпопа. Например, темная комната с интерактивной видеопроекцией «Фототропия», демонстрирующей реакцию мошкары на свет, — ей самое место в Биологическом музее имени Тимирязева. А другие — как «Металлорак», псевдодокументальный фильм о возможных патологиях у больных с металлическими имплантантами — лучше бы смотрелись на артхаусных кинофестивалях.
В понедельник на «Винзаводе» австралийский художник Стеларк («гуру техноискусства», как о нем написано в аннотации), превративший собственное тело в арт-объект, проводил презентацию. А в воскресенье он давал потрогать всем желающим свое третье ухо, вживленное в руку.
На ощупь ухо в руке Стеларка кажется тверже тех, которыми природа одарила человеческую голову.
На посетителей вернисажа все эти опыты произвели несколько обескураживающее впечатление. Выставка сама чем-то похожа на искусственное ухо: выглядит странно, как любая аномалия, но ощущения при этом довольно комфортные.
Сумбурный подбор экспонатов на «Науке как предчувствии» оправдывается тем, что эта экспозиция служит скорее фоном к лекциям, круглым столам, конференциям и ретроспективам научно-популярных фильмов, которые до 29 марта идут на «Винзаводе» в рамках фестиваля ScienceArtFest, организованного фондом Дмитрия Зимина «Династия» в партнерстве с проектом «Сноб».
Филипп Миронов
После открытия выставки все отправились в Zur Zum Cafe, где я попал за один стол с Михаилом Елизаровым и Мариной Бушуевой, которые только что на «Винзаводе» и познакомились. Почти сразу от искусства они перешли на божественное — начали обсуждать Ветхий Завет. Выяснилось, что Бушуева сейчас внимательно штудирует Библию. Больше всего ее беспокоит «необычайная кровавость» древнего текста. Вот фрагмент теологического спора:
Борис Акимов
Сильви Гиллем — в негласной табели о рангах балерину №1 в мире — в Россию пытались привезти много раз, но никак не получалось. Вышло только сейчас: Гиллем выступала на «Золотой маске» в рамках короткой программы «Легендарные спектакли и имена XX века». На «Имена» привезли также спектакль Impressing the Czar американца Форсайта и звезду нидерландского балета чеха Иржи Килиана. Три этих спектакля идут с перерывом в неделю, и поверить в это практически невозможно (это как если бы в течение месяца в Москве выступили Мадонна, Том Уэйтс и U2). Гиллем — дама легендарная. Ученица Нуреева, в 19 лет она стала танцовщицей Парижской оперы, а в 23 ушла из главного театра Франции, потому что там ей «не хватало свободы». Потом выяснилось, что свободы ей не хватает в классическом балете вообще, хотя она считалась лучшей балериной своего поколения с безупречной техникой. То, что Гиллем делает сейчас, уж точно не классический балет, скорее современный танец, но тоже очень странный. Сильви сейчас 44 года, в этом возрасте уже не танцуют, но по Гиллем этого не скажешь. Это совершенная танцевальная машина, человек-робот. Кажется, что все ее конечности движутся самостоятельно и под такими углами, которые живому человеку недоступны. Гиллем показала в Москве два коротких одноактных балета и один подлиннее — со своим напарником Расселом Малифантом. Вот один из них на YouTube; он длится всего пять минут, посмотрите — во МХАТе было точно так же.
<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/YfrTBe0Ptcs&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/YfrTBe0Ptcs&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>
Гиллем выступала два дня подряд, дорогие билеты разлетелись задолго до премьеры. Во МХАТе собралась разношерстная публика — от типичных посетителей клуба First и экспатов до внушительного театрального десанта (Серебренников, Виктюк, Табаков, etc.). Ну и, разумеется, весь балетный мир Москвы: критики, танцоры, хореографы, историки балета. Надо сказать, Гиллем особенно поражает именно далеких от балета людей — популярная рекомендация: «Если вам придется сходить на балет один раз в жизни, сходите на нее», действительно работает. То, что делает Гиллем, максимально далеко от того, что обычно подразумевается под словом «балет» и на что у стороннего человека заранее аллергия — да и музыка тут почти вся электронная.
Триумф был полнейший — на бис Гиллем и Малифанта вызывали раз пять, не меньше.
Алексей Мунипов