Лучшее за неделю
Филипп Миронов
23 марта 2009 г., 00:00

Тайный концерт на заводе «Арма», человек с тремя ушами на «Винзаводе», балерина №1 во МХАТе

Читать на сайте

Это тот редкий случай, когда мы имеем дело с настоящим хайпом: за короткое время некий феномен резко набирает популярность благодаря Интернету и поддержке представителей определенного комьюнити — в данном случае тех, кого с легкой руки журнала «Афиша» называют «хипстерами». Именно они и собрались на премьеру пластинки в студии Firma Style, которая является и клубом, и офисом, где днем молодые люди приятной наружности строят веб-сайты и придумывают дизайн, скажем, для парфюмерии Дениса Симачева. По пятницам и субботам здесь читают лекции и проводят мастер-классы, справляют дни рождения и устраивают презентации. 

Концерт Tesla Boy можно назвать эталонным хипстерским мероприятием. Вокруг группы после их выступления на вернисаже у Даши Ястребовой возник нешуточный ажиотаж, и он только усилился, когда за день до презентации организаторы оповестили о ней сотню человек — диджеев, промоутеров, дизайнеров, журналистов. Остальных отсеивали два мужчины в костюмах на входе. В десять вечера на Firma уже было не протолкнуться. В толпе удалось разглядеть певицу Глюкозу с увесистым охранником, сочувствующих хипстерскому движению Леву и Шуру из группы «Би-2», модель Данилу Полякова, как всегда одетого во что-то невероятное. На концерте был замечен также член клуба «Сноб» Вадим Дымов, которого некоторые из присутствующих приняли за папу вокалиста группы Антона Севидова — так похож. 

This browser does not support the video element.

Об обаянии Севидова и правда можно спорить, Tesla Boy действительно глубоко неоригинальны. Однако это лучшая из возможных русских стилизаций под 80-е, под группу A-Ha, ранний Depeche Mode и продукцию французского лейбла Valerie, уже обратившего на них внимание. Кстати, альбом выложен в Сети вот тут

Филипп Миронов

В семь вечера в выходной день в 4-м Сыромятническом переулке негде было оставить машину — в «Цехе белого» на «Винзаводе» открывалась выставка «Наука как предчувствие», на которую были приглашены и члены клуба «Сноб» .

«Винзавод» наконец-то стал такой площадкой, какой и должен был быть, — культурным аттракционом, рассчитанным на массы, а не профессиональным междусобойчиком. В этом отношении «Наука как предчувствие» — выдающаяся выставка, совмещающая просветительскую и развлекательную функции. На представленные работы можно не только задумчиво смотреть, уперев кулачок в подбородок, — что-то можно потрогать-покрутить, что-то само ездит и крутится. 

Выставка, собранная куратором Дмитрием Булатовым, — это такой дайджест инсталляций и видео, представляющий разные формы взаимодействия искусства с наукой. Некоторые вещи проходят прямо по ведомству научпопа. Например, темная комната с интерактивной видеопроекцией «Фототропия», демонстрирующей реакцию мошкары на свет, — ей самое место в Биологическом музее имени Тимирязева. А другие — как «Металлорак», псевдодокументальный фильм о возможных патологиях у больных с металлическими имплантантами — лучше бы смотрелись на артхаусных кинофестивалях. 

This browser does not support the video element.

В понедельник на «Винзаводе» австралийский художник Стеларк («гуру техноискусства», как о нем написано в аннотации), превративший собственное тело в арт-объект, проводил презентацию. А в воскресенье он давал потрогать всем желающим свое третье ухо, вживленное в руку.

This browser does not support the video element.

На ощупь ухо в руке Стеларка кажется тверже тех, которыми природа одарила человеческую голову.

На посетителей вернисажа все эти опыты произвели несколько обескураживающее впечатление. Выставка сама чем-то похожа на искусственное ухо: выглядит странно, как любая аномалия, но ощущения при этом довольно комфортные.

This browser does not support the video element.

Сумбурный подбор экспонатов на «Науке как предчувствии» оправдывается тем, что эта экспозиция служит скорее фоном к лекциям, круглым столам, конференциям и ретроспективам научно-популярных фильмов, которые до 29 марта идут на «Винзаводе» в рамках фестиваля ScienceArtFest, организованного фондом Дмитрия Зимина «Династия» в партнерстве с проектом «Сноб».

Филипп Миронов

После открытия выставки все отправились в Zur Zum Cafe, где я попал за один стол с Михаилом Елизаровым и Мариной Бушуевой, которые только что на «Винзаводе» и познакомились. Почти сразу от искусства они перешли на божественное — начали обсуждать Ветхий Завет. Выяснилось, что Бушуева сейчас внимательно штудирует Библию. Больше всего ее беспокоит «необычайная кровавость» древнего текста. Вот фрагмент теологического спора:

This browser does not support the video element.

Борис Акимов

Сильви Гиллем — в негласной табели о рангах балерину №1 в мире — в Россию пытались привезти много раз, но никак не получалось. Вышло только сейчас: Гиллем выступала на «Золотой маске» в рамках короткой программы «Легендарные спектакли и имена XX века». На «Имена» привезли также спектакль Impressing the Czar американца Форсайта и звезду нидерландского балета чеха Иржи Килиана. Три этих спектакля идут с перерывом в неделю, и поверить в это практически невозможно (это как если бы в течение месяца в Москве выступили Мадонна, Том Уэйтс и U2). Гиллем — дама легендарная. Ученица Нуреева, в 19 лет она стала танцовщицей Парижской оперы, а в 23 ушла из главного театра Франции, потому что там ей «не хватало свободы». Потом выяснилось, что свободы ей не хватает в классическом балете вообще, хотя она считалась лучшей балериной своего поколения с безупречной техникой. То, что Гиллем делает сейчас, уж точно не классический балет, скорее современный танец, но тоже очень странный. Сильви сейчас 44 года, в этом возрасте уже не танцуют, но по Гиллем этого не скажешь. Это совершенная танцевальная машина, человек-робот. Кажется, что все ее конечности движутся самостоятельно и под такими углами, которые живому человеку недоступны. Гиллем показала в Москве два коротких одноактных балета и один подлиннее — со своим напарником Расселом Малифантом. Вот один из них на YouTube; он длится всего пять минут, посмотрите — во МХАТе было точно так же.

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/YfrTBe0Ptcs&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/YfrTBe0Ptcs&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

Гиллем выступала два дня подряд, дорогие билеты разлетелись задолго до премьеры. Во МХАТе собралась разношерстная публика — от типичных посетителей клуба First и экспатов до внушительного театрального десанта (Серебренников, Виктюк, Табаков, etc.). Ну и, разумеется, весь балетный мир Москвы: критики, танцоры, хореографы, историки балета. Надо сказать, Гиллем особенно поражает именно далеких от балета людей — популярная рекомендация: «Если вам придется сходить на балет один раз в жизни, сходите на нее», действительно работает. То, что делает Гиллем, максимально далеко от того, что обычно подразумевается под словом «балет» и на что у стороннего человека заранее аллергия — да и музыка тут почти вся электронная.  

Триумф был полнейший — на бис Гиллем и Малифанта вызывали раз пять, не меньше.

This browser does not support the video element.

Алексей Мунипов

Обсудить на сайте