Лучшее за неделю
Анастасия Микова
27 марта 2009 г., 00:00

Емельян Захаров признается в любви к северной Франции на выставке Europe XXL, «Рыба-мясо» на центральной площади Лилля, обмен теленка на худучилище

В марте Париж уступил звание культурной столицы Франции крошечному Лиллю.
Читать на сайте

Здесь со свистом и гиканьем стартовал фестиваль Lille 3000 – Europe XXL, посвященный современному искусству стран Центральной и Восточной Европы. Весь Северный вокзал, с которого отправляются поезда из Парижа в Лилль, завесили вот такими афишами:

Фото: Анастасия Микова

А уже в Лилле на выходе с вокзала приезжающих встречали зловещего вида гигантские лаковые фигуры из проекта «Ангелы и Демоны. Парад» группы АЕС+Ф (про него уже рассказывал Дмитрий Ханкин). «Парад» состоит из двенадцати скульптур: во главе его шествует девочка в памперсе на динозавре, остальные одиннадцать младенцев-переростков расставлены вдоль всей улицы Фэдерба.

Как объяснил мне на официальном открытии фестиваля участник AEC+Ф Лев Евзович, их ангелы и демоны ничем не отличаются друг от друга и сделаны из того же пластика, который идет на яхты:

This browser does not support the video element.

Другой участник АЕС+Ф Евгений Святский рассказал, что группа уже вовсю работает над следующим проектом, который является их вольной интерпретацией древнеримского романа «Сатирикон».

This browser does not support the video element.

«Ангелов и демонов» финансировала московская галерея «Триумф». Как оказалось, один из ее совладельцев Емельян Захаров очень любит Лилль и север Франции вообще.

This browser does not support the video element.

Галерея «Триумф» совместно с архитектором Юрием Аввакумовым представила в Лилле еще один проект. В барочной церкви Марии Магдалины, в которой несколько лет назад обосновался центр современного искусства, установили несколько инсталляций — «Сетумаа. Возвращение мечты» Виктора Сачивко, три алтаря «Рождество в Бабельсберге» группы художников «Танатос Банионис» и внушительных размеров РодДом/BornHouse самого Аввакумова.

Аввакумов объяснил мне, что у современного художника в России нет шансов выставиться в церкви, а Европа такую возможность предоставляет. Он рассказал о том, как задумывался и появился его BornHouse.

This browser does not support the video element.

Вот так метафорически художники увидели роддом.

This browser does not support the video element.

Работа еще одного русского художника, Антона Гинзбурга, появилась накануне на центральной площади Лилля — на фасад дома периода раннего модернизма, где находится редакция левой газеты La Voix du Nord («Голос Севера»), повесили 12 неоновых вывесок: «Рыба-мясо» (на русском), «Библиотека» (на румынском), «Парикмахерская» (на литовском)…

Антону пришлось объяснять сначала организаторам Europe XXL, а потом и мэру города Мартин Обри, что в СССР наружной рекламы не существовало как класса, поэтому вывески на магазинах должны были четко информировать прохожего о том, что продается внутри.

This browser does not support the video element.

Гинзбург оказался в Нью-Йорке в начале 90-х, с тех пор там и живет. Он считает, что не существует «интернациональных» русских художников, а есть художники постдиаспорные: это те, кто родился в России, но живет и работает на Западе. Они не входят ни в какие диаспоры, они являются уже следующим поколением.

This browser does not support the video element.

Я зашла в редакцию «Голоса Севера» и спросила ее главного редактора Жака Ардуана (Jacques Hardoin), что он думает о работе Антона. Тот провел параллели между своей региональной газетой и неоновыми вывесками Гинзбурга: и то и другое отражает проявления повседневной жизни без претензии на масштаб и глобальность.

This browser does not support the video element.

В день официального открытия фестиваля в окнах редакции рассадили сотню одетых в белые рясы хористов: весь вечер они тянули литургические песнопения на русском, болгарском и венгерском.

Правда, слышно их было плохо — одновременно с выступлением хористов начался парад, устроенный испанской труппой La Fura Dels Baus, а в десять вечера загремел салют.

This browser does not support the video element.

Недалеко от того места, где проходил парад, внутри бывшего привокзального почтамта, а теперь выставочного зала Tripostal, в тот же день открылась выставка Liquid Frontiers («Ускользающие границы»). Ее идея заключается в том, что никаких разграничительных линий больше не существует, а потому Россия, Киргизия и Казахстан представлены здесь наравне со странами, уже вошедшими в Евросоюз, — Болгарией и Чехией. Усилиями нескольких кураторов, в том числе Елены Сорокиной из России, на трех этажах Tripostal французам показали все самое интересное, что происходит сегодня на восточноевропейской (и, получается, уже даже центральноазиатской) арт-сцене.

Фото: Анастасия Микова

Россию в здании почтамта представляют «Синие носы» со своей «Голой правдой» и Анатолий Осмоловский с серией «Хлеба». Здесь также показывают документальный фильм Евгения Митты «Олег Кулик: вызов и провокация» и снятые на видео перформансы Елены Ковылиной. Антон Гинзбург объяснял мне, что в них происходит. В одном Ковылина танцует с разными мужчинами, а перед каждым танцем выпивает рюмку водки. Наконец она уже не может стоять на ногах, и ее уносят. В другом к ее голому телу булавками прикрепляют фотографии манекенщиц; видно, что художнице больно, из ранок идет кровь. В третьем Ковылина разгуливает по тиру, а все желающие в нее стреляют — так она исследует «место женщины в русском обществе».

This browser does not support the video element.

В жизни Ковылина оказалась очень милой и спокойной девушкой — мы жили в одном отеле и встречались за завтраком. Оказалось, что она очень бережет здоровье и, когда не участвует в перформансе, то не пьет не только водку, но даже кофе. Елена отказалась сняться для «Сноба».

Больше всего на выставке «Ускользающие границы» мне понравились работы казахского художника Ербоссина Мелдибекова.

Лилль — город маленький, и Ербоссина, как оказалось, тоже поселили в моей гостинице. Он рассказал мне о том, что стал художником благодаря своей корове.

This browser does not support the video element.

Корове можно сказать спасибо: работа Мелдибекова «Брат мой – враг мой» попала на обложку каталога выставки.

Фото: Анастасия Микова
Обсудить на сайте