Антон Носик: Закон об Интернете должен фиксировать уже сложившиеся отношения. Не видно причин для их пересмотра
В Госдуме готовят законопроект о разделе Интернета на гуманитарный и экономический сегменты. Предполагается, что в Сети нужно выработать отдельные правила для каждого. Интернет-магазины, платежные системы, видео- и радиотрансляции и любая виртуальная деятельность, извлекающая прибыль, по мнению авторов концепции законопроекта, требуют жесткого регулирования со стороны государства. К гуманитарной части Интернета законодатели относят почтовые сервисы, СМИ и некоммерческие проекты. При этом рекламные доходы экономической деятельностью не считаются. Закон об Интернете не будет содержать конкретных регулирующих норм, но документ должен легализовать юридические понятия, используемые на практике: «Интернет», «сайт», «информационная деятельность». Несмотря на то что автор проекта Астамур Тедеев говорит, что в гуманитарной зоне Интернета, где подразумевается некоммерческий обмен информацией, будет преобладать «саморегулирование», за критику и неполиткорректные выражения в адрес чиновников и правительства предлагают привлекать к ответственности по законам «оффлайна».
Что касается экономической части Рунета, авторы законопроекта хотят принудить участников публиковать подробные сведения о себе: название юридического лица, реальный адрес и ИНН, чтобы клиентам было легче предъявлять претензии и возвращать товар. Сейчас сетевые торговцы чаще всего помещают на своих страницах только электронный адрес и телефон, поэтому вернуть или обменять товар бывает очень сложно. Авторы законопроекта обещают закончить работу в течение месяца и обсудить его с общественными деятелями, чтобы окончательная версия закона устроила всех. Если закон вступит в силу, на его базе будут приняты поправки в Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, налоговое законодательство.
Член клуба «Сноб», эксперт и практик Рунета Антон Носик считает, что думать о том, чем аукнется такой законопроект еще рано: «Никакого законопроекта не существует, есть только концепция, от которой до законопроекта — дистанция огромного размера. Деятельность ведущих интернет-компаний в России ведется абсолютно легально и "в белую", будь то "Рамблер", "Яндекс", "Одноклассники", "вКонтакте", "Мамба" или российский офис "Гугла". И сами компании, и все их сотрудники платят налоги в РФ, в соответствии с действующим законодательством. Можно дополнить ряд нормативных актов новыми терминами, фиксирующими сложившиеся вокруг Интернета отношения, но не видно причин для их пересмотра. Поскольку этого закона не существует, то и принять его нельзя. Это всего лишь концепция, весьма спорная в одних своих положениях и зубодробительно банальная в других, на основании которой кто-нибудь когда-нибудь, может быть, напишет закон, заслуживающий обсуждения. Впрочем, автор концепции пишет, что для России путь развитых, цивилизованных стран не указ».