Лучшее за неделю
Емельян Захаров
18 мая 2009 г., 00:00

Емельян Захаров: Красивое, спокойное искусство сегодня и есть провокация

Читать на сайте

Художник и декоратор Александра Вертинская представила в галерее «Триумф» серию зарисовок Римского форума. Емельян Захаров называет этот проект жены «эскизами к картине, которая могла бы быть».

Рисунки, объединенные в цикл Manu intrepida (с латыни — «Твердой рукой») выполнены в классическом жанре «зарисовок путешественника» на основе сделанных Вертинской фотоснимков. По ее словам, для работы в традиционной манере, то есть кропотливого вырисовывания разбитых колонн и барельефов с натуры, у современного художника просто нет времени.

This browser does not support the video element.

Вертинская говорит, что своими зарисовками пытается привлечь внимание к этюдам как к конечной точке творчества — ведь эскизы бывают интересней самой картины. По академическим принципам художник обязательно должен сделать «главную картину». Для этого он должен лет десять, как Александр Иванов, собирать материал, а потом запереться в мастерской, выдать шедевр и вывесить его в музее.

«"Явления Христа народу" могло и не быть, — говорит Вертинская, — достаточно этюдов, в них виден ход мысли художника. А сама картина, на мой вкус, засушенная клеенка, которая мало что выражает».

Член клуба «Сноб» Стас Жицкий долго бродил по выставке и выразился на этот счет более натуралистично: «высиженные жопой» произведения искусства уступают сделанным легко и быстро.

This browser does not support the video element.

Александра Вертинская окончила Суриковский институт: «Мне ставил руку Таир Салахов, я вышла после него гиперсупертехнарем, могла сделать все что угодно в любом стиле. Такого не умеет ни один студент ни одного художественного института в мире. Но я понимала, что это же могут еще 60 выпускников моего курса, и мы ничем друг от друга не отличаемся! Академизм начинал раздражать».

Со временем Вертинская поняла, что академизм и есть то, что ее отличает от других художников. Серию Manu intrepida она называет возвращением к традиции.

Многим Вертинская знакома по дизайну московских ресторанов, но Емельян Захаров считает, что она прежде всего художник, причем очень прибыльный для его галереи.

This browser does not support the video element.

Захаров считает, что «красивое, спокойное искусство сегодня и есть провокация. Полгода назад со скандалом вручали премию Кандинского художнику Беляеву, которого обвиняли в фашизме. И на OpenSpace.ru опубликовали беседу нескольких художественных критиков, в которой критик Катя Деготь стыдливо признается, что видела картины Вертинской и, представляете, неожиданно понравилось! Так девочки обычно признаются, что порнушечку в "Хастлере" подглядели. Что может быть провокационней?!»

Елена Краевская

Обсудить на сайте