Лучшее за неделю
Мария Федоренко
18 мая 2009 г., 00:00

«Старухы» и Даниил Хармс на «Красном Октябре»

Читать на сайте

«Старухы» — это визуально-акустическое представление, которое длится всего 40 минут, и это позволяет отыграть два спектакля за вечер. О дальнейшей судьбе своей работы режиссер Федор Павлов-Андреевич ничего не рассказал — кажется, он больше не планирует ее показывать. Зато Федор сообщил мне, где и при каких обстоятельствах он освоил горловое пение, которое при постановке «Старух» пришлось очень кстати.

This browser does not support the video element.

Во время спектакля Павлов-Андреевич, выполняющий обязанности суфлера, переругивался, спорил, перешептывался со Степанидой Борисовой и просто гудел и рычал. Рычал он примерно так:

This browser does not support the video element.

Но всех заинтересовавшихся горловым пением Федор предупредил, что это небезопасно.

This browser does not support the video element.

Степанида Борисова играет в спектакле одновременно и мертвую старуху, и автора, и его собеседников — и все это практически не двигаясь: она сидит на стуле, привязанная к нему белыми простынями. Иногда слышен голос режиссера и одновременно суфлера, который при этом остается невидим. Он дирижирует спектаклем и сам в нем участвует, вытворяя удивительные вещи с текстом Хармса.

This browser does not support the video element.

В перерыве между первым и вторым спектаклем народная артистка России, якутская актриса и певица Степанида Борисова рассказала мне, что она познакомилась с Федором на фестивале «Роза мира» три года назад.

This browser does not support the video element.

Степанида Ильинична живет в Якутске и работает в драмтеатре. Она приезжает на гастроли в Москву нечасто, только когда у нее есть на это деньги: билет стоит 42 тысячи рублей. Выяснилось, что муж Борисовой, министр культуры Якутии, не возражает против творческих экспериментов своей жены.

This browser does not support the video element.

Среди зрителей в зале были замечены композитор Владимир Мартынов, Ольга Свиблова, бельгийская художница Изабель де Борхграв, знаменитая своими скульптурами из бумаги. Правда, она приехала уже к самому концу и не стала комментировать спектакль. Зато своими впечатлениями поделились другие гости, которые хоть и пришли вовремя, но минут тридцать теснились в небольшой комнатке при входе, терпеливо ожидая команды подниматься по темной лестнице наверх — в темный зрительный зал. Во мраке зала стояли две башни: черная — для режиссера, и белая — для актрисы.

This browser does not support the video element.

Художница и ювелир Катя Бочавар отвечала за визуальную часть постановки. Она рассказала, что «Старухы» — проект некоммерческий, а основная ее коммерческая работа сейчас — создание для биеннале современного искусства в Венеции русского павильона, куратором которого уже второй год подряд становится Ольга Cвиблова. Свиблова тем временем рассматривала только что подаренное ей Катей кольцо из муранского стекла.

This browser does not support the video element.

Бочавар объяснила, почему она оставила Павлова-Андреевича во мраке.

This browser does not support the video element.

После спектакля зрители выходили из зала с горящими глазами и обсуждали режиссерский талант Федора Павлова-Андреевича, который из гламурного персонажа светской хроники вдруг вырос в многообещающего европейского режиссера — в России его творчество и сравнить-то особенно не с чем.

Обсудить на сайте