Почему горят торфяники?
В недавнем номере Science была опубликована статья Дэвида Боумэна (David Bowman, Тасманский университет, Австралия) и его коллег, посвященная вкладу пожаров в глобальное потепление. Оказалось, на них приходится 20% увеличения содержания парниковых газов в атмосфере.
Лесные пожары стали возникать, когда появились первые наземные растения, приблизительно 420 миллионов лет назад. Нам еще везет, что сегодня в атмосфере лишь 16% кислорода; когда было 30% (в Пермском периоде), горело абсолютно все и везде. Именно из-за лесных пожаров образовались многие угольные отложения.
Наши прародители сумели довольно рано оценить преимущества, которые дает огонь: первые гоминиды появились в саваннах, где в засушливый сезон сухая трава может воспламеняться. Ученые предполагают, что гоминиды начали готовить пищу уже 1,9 миллиона лет назад. Но поддерживать постоянное горение люди научились намного позднее — лишь 50-100 тысяч лет назад. С этих пор огонь стал верным спутником человека.
Беда в том, что выжигание лесов для последующего использования площадей в сельскохозяйственных или других целях всегда казалось людям эффективным и дешевым способом освоения территорий. При этом углерод, составляющий основу органического вещества, выделяется в виде СО2. А СО2, как мы знаем, является одним из парниковых газов, вызывающих разогрев атмосферы.
За последние 20 лет в США площадь территорий, пострадавших от пожаров, увеличилась в шесть раз по сравнению с предшествующим двадцатилетним периодом. Это происходит уже не из-за выжигания, просто летние сезоны стали более засушливыми и продолжительными. Очевидно, что дальнейшее потепление лишь усугубит ситуацию с пожарами. А расширение пожаров будет приводить к ускорению потепления. То есть этот процесс стимулирует себя сам. Москвичи знают из собственного опыта, во что превращается город, когда летом горят торфяники; теперь к удушью добавится чувство вины: планета разогревается все быстрее...