Современное русское искусство среди лондонских фриков
Когда я пришла на открытие галереи, здесь уже собралась солидная толпа, а у входа в дом 22 по Калверт-авеню замер сурового вида охранник.
Внутри я сразу увидела хозяйку галереи Нонну Матеркову с огромным букетом белых тюльпанов. Она о чем-то оживленно беседовала с директором Института проблем современного искусства Иосифом Бакштейном.
Матеркова уже десять лет возглавляет лондонскую штаб-квартиру российской консалтинговой компании Roslink Advisory Corporation. Искусство для нее, скорее, хобби. Отвлекшись ненадолго от гостей, Матеркова рассказала мне о галерее.
Галерея открылась выставкой Past Future Perfect, на которой представлены работы художников Александра Бродского, Павла Пепперштейна, Хаима Сокола, Леонида Тишкова и Станислава Волязловского.
Курирует выставку Дэвид Торп (David Thorp), за плечами которого работа директором в South London Gallery. Мне удалось застать его в галерее еще до начала приема гостей, когда я заехала сюда днем — посмотреть, как сотрудники Calvert 22 добавляют последние штрихи перед открытием выставки.
На открытие приехал художник и архитектор Александр Бродский. Я спросила его, заинтересует ли лондонскую публику современное русское искусство.
Художник Хаим Сокол рассказал мне, что русские художники на лондонской арт-сцене смотрятся довольно выигрышно.
Леонид Тишков также приехал на открытие, но поговорить с ним мне не удалось. Я только и увидела, как он на огромной скорости пронесся к выходу через толпу гостей, выкрикивая на английском с сильным русским акцентом: «Я потерял свою сумку! Там все мои документы! В соседнем кафе!»
Работы Тишкова уже разглядывала Наталья Носова из Art Media Group. «А вот эту работу он связал из ста своих старых носков, — рассказывала ей Матеркова. — Он хотел показать, что именно носки защищают душу, когда она уходит в пятки». Носова подошла к работе, понюхала и констатировала: «Не воняет!»
Евгения Найман, специалист аукционного дома Phillips de Pury по современному искусству, рассказала мне, что считает открытие Calvert 22 большим успехом. «Именно в Ист-Энде всегда происходит все самое интересное в мире современного искусства. Здесь зарождаются новые направления, появляются новые имена... так что просто отлично, что теперь в эксцентричном Ист-Энде появились и работы русских художников!» Убедительное доказательство ее слов можно было наблюдать вокруг. Посмотреть на русское искусство собралась самая что ни на есть ист-эндовская публика: люди в сумасшедших нарядах и с волосами, выкрашенными в невероятные цвета.
Всех переплюнул трансвестит, явившийся познакомиться с современным русским искусством в платье из желтых бумажек-липучек для заметок.
Впрочем, на фоне современного русского искусства он смотрелся достаточно органично.