Евгений Асс со студентами планируют реконструкцию ЦДХ
В Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва 2009» примет участие Мастерская экспериментального учебного проектирования под руководством члена клуба «Сноб» Евгения Асса. Незадолго до выставки мы побывали в МАРХИ, где шли последние приготовления к экспонированию объектов в ЦДХ.
Студенческие проекты, как правило, на «АРХ Москве» не выставляются, но в этом году тема выставки — NEXT!, что предполагает участие нового поколения архитекторов. Помимо выпускного 5-го курса МАРХИ под руководством Евгения Асса в «АРХ Москве» примут участие и другие архитектурные школы: Самарская — под руководством Сергея Малахова и Театр архитектурной формы Александра Ермолаева.
Зимой, когда активно обсуждалось будущее ЦДХ, прилегающих к нему территорий и проект Генплана, предполагающий снос старого здания, Евгений Асс предложил своим студентам подумать, как можно было бы сохранить существующее здание и использовать в соответствии с мировой практикой строительства культурных центров в больших городах. Студенты МАРХИ работали над этим проектом в течение семестра, с февраля. Сначала сделали три варианта генеральных планов и три принципиально разные концепции решения территории ЦДХ, а потом стали разрабатывать отдельные фрагменты в рамках этих концепций.
«Исходная позиция была неизменной — здание Центрального дома художников и Третьяковской галереи заслуживает того, чтобы быть сохраненным, — рассказывает Евгений Асс. — Оно в разной степени реконструируется, приспосабливается и трансформируется, но в общем остается таким, каким было построено. Территория сохраняет свою парковую структуру, но с разными вариациями».
Проект называется «Территория искусства. Версии 2009». На самом деле проектов двенадцать, по числу студентов. «Эти проекты ученические, поэтому в них есть много завирального, есть много заведомо неосуществимого, но это и есть процесс обучения, — говорит Асс. — На самом деле мы не так уж далеко ушли от реальности, но, тем не менее, не предполагаем, что наши проекты должны быть реализованы. Мы хотели показать, что в принципе такой подход не просто имеет право на существование, но и очень плодотворен».
Одной из важных частей проекта Мастерской экспериментального учебного проектирования стал анализ существующих в мире прототипов Центрального дома художника. Простой сравнительный анализ с мировыми центрами, например, с Центром Помпиду, дает понять не только значимость, но и возможности ЦДХ и прилегающего парка.
Студенты, воодушевленные идеей спасения исторических зданий, рассказали, какие еще здания в Москве они бы «спасли». Мария Серова, например, предложила спасти Бадаевский завод, а Артур Китаев — гостиницу «Москва». И в первом случае еще есть шанс.
Евгений Асс приглашает всех 28 мая в 15.00 в ЦДХ. На втором этаже, в зале 14б, возле VIP Lounge, состоится презентация проекта «Территория искусства. Версии 2009», а в честь 20-летия Мастерской экспериментального учебного проектирования МАРХИ в этот же день презентуют сайт www.archclass.ru. «Это едва ли не единственный архитектурный сайт, посвященный архитектурному образованию как проблеме и как теме для дискуссий и обсуждений, — сказал Евгений Асс. — Мы приглашаем на форум нашего сайта всех заинтересованных в проблеме архитектурного образования».
Некоторые из проектов, участвующих в выставке