Лучшее за неделю
11 июня 2009 г., 00:00

Юлия Латынина выпускает сериал про то, как государство отбирает бизнес

Читать на сайте

Юлия Латынина и продюсер Александр Атанесян завершили работу над телесериалом «Промзона» по одноименному роману Латыниной. Премьера намечена на осень, сейчас авторы ведут переговоры с одним из центральных телеканалов. В сериале восемь серий вместо изначально запланированных двенадцати — решили, что так будет компактнее, динамичнее и увлекательнее.

Работа над сериалом началась в 2006 году. Большая часть времени ушла на сценарий — требовалось перевести на телеязык роман о схватке олигархических кланов, насыщенный экономической фактурой. В итоге получилась история про войну и про любовь.

This browser does not support the video element.

В сериале, как и в романе, происходит схватка двух промышленных группировок. В одной — жесткие бизнесмены и их партнеры-бандиты. В другой — более либеральные белые воротнички. А основная романтическая интрига заключается в том, что главный бандит, акционер одной из воюющих компаний, влюбляется в дочку главы противостоящей группировки.

«У нас получилась история Ромео и Джульетты, — рассказывает Юлия Латынина, — только осложненная некоторым количеством активов, которые Монтекки и Капулетти отбирают друг у друга. Все начинается с того, что Степан Бельский, могущественный партнер Константина Цоя и одновременно лидер очаковской преступной группировки, начинает ухаживать за Майей Извольской — дочерью стального короля Вячеслава Извольского».

This browser does not support the video element.

Приезжает жених Майи. Но Бельского это не останавливает.

This browser does not support the video element.

Простой русский бандит Бельский, прикидываясь простым русским летчиком, увозит внука американского сенатора на аэродром, где стоит его опытная машина — МиГ-1-48 «Сапсан».

This browser does not support the video element.

В общем, Майя не устояла.

This browser does not support the video element.

Проблема в том, что у Степана Бельского есть не только Майя. У него есть партнер, который ведет войну с отцом его возлюбленной, и у него есть его самолет — МиГ-1-48 «Сапсан», из которого к тому времени вырос проект «МиГ – "Еврофайтер"» и он любит его больше жизни.

This browser does not support the video element.

Схватка за самолет — центральная интрига сериала. По сюжету Латыниной, «бандитская промышленная группа финансирует разработку истребителей пятого поколения, потому что главный бандит Степан Бельский когда-то воевал в Афганистане и больше всего на свете ему нравится летать, а убивать людей ему не нравится. Но завод, на котором делаются самолеты, был получен с помощью убийства. Еще в начале 90-х, когда у этого завода был крепкий красный директор, того однажды вывезли в лес, чтобы он подписал передачу акций, а в итоге директор, бывший красный диверсант, схватился за автомат, и его застрелили. В общем, акции остались на каких-то старых бандитах, а активы были выведены из предприятия и записаны на другую структуру. И вот Извольский, чтобы сделать гадость своим врагам, покупает акции и дарит их губернатору. В результате бедолага-бандит вынужден выбирать — если война будет продолжаться, он потеряет свой самолет, причем он достанется государству. Каждый раз, когда у ребят возникают сложности, они не приходят к государству и не просят "Помоги", они говорят: "Мы тебе поможем, мы дадим тебе то, что принадлежит нашему врагу". И так они отдают государству все чужое, а потом приходится отдавать свое».

Роман был написан в 2002 году, и тогда этот сюжет был скорее из области фантазии. С тех пор экономическая и политическая реальность России существенно изменилась: «То, что происходило в романе, — рассказывает Латынина, — стало происходить в действительности и расцвело в ней пышным цветом. Нам пришлось несколько микшировать акценты, чтобы не лезть на рожон. Пришлось, например, полпреда сделать губернатором. А в книжке про полпреда рассказывали, что он близок к тем, кто на самом верху».

В сериале все происходит уровнем ниже, и главными злодеями оказываются губернатор и начальник местного УВД — на вид «душки и суперположительные ребята». Губернатор стравливает олигархов. В итоге они воюют между собой в пользу государства.

Все люди и все структуры в сериале — плод вымысла. Единственный, кто выступает под своим именем, — это самолет МиГ: «Самолет может быть либо МиГ, либо Сухой. Было бы странно, если бы мы его назвали каким-то другим именем». Герои, действующие в этой вымышленной истории, появляются и за пределами сериала: в апреле «Коммерсант» попросил Латынину придумать, что может случиться с персонажами «Промзоны» во время кризиса. «Я написала, — говорит Латынина, — получилась очень смешная статеечка, которая кончается тем, что все захапал Внешэкономбанк».

Достоверность — это то, чего больше всего не хватало сериалу «Охота на изюбря», снятому по второму роману Латыниной из цикла «Ахтарский металлургический комбинат» («Промзона» — 3-я его часть). «В том сценарии было ясно, что человек не понимает, о чем пишет. И дело не в экономике. Можно перепутать акции с облигациями — ну и хрен бы с ними. А сценарист не понимает людей. Там есть масса комичных деталей. Например, сестра олигарха заходит на междугородный переговорный пункт, чтобы позвонить в другой город. У нее что, сотового нет? Или сидит совет директоров банка и обсуждает заказное убийство, а потом входит пресс-секретарь и говорит: "Товарищ Извольский жив!" Такое представление у человека о жизни».

«На самом деле, — говорит Латынина, — никто не заказывает убийство прямым текстом». Более того, оно вообще большая редкость для олигархических структур, и если о нем говорят, то только иносказаниями: «В этом нашем фильме есть два эпизода, когда руководители крупных промышленных структур просят устроить убийство. Один своего партнера, а другой — своего куратора из службы безопасности. Но они совета директоров не созывают. Один просто говорит: "Я не могу ходить по одной земле с Цоем". И несчастный куратор службы безопасности смотрит на него широко раскрытыми глазами. И когда представитель конкурентов Цой приходит к своему партнеру Бельскому, он не говорит: "Убей Извольского". Он говорит: "Произошли вещи, которых я не мог себе представить. А я не люблю, когда происходят вещи, которые я не контролирую". Убийства никогда не заказывают прямо, всегда намекают о возможности. И то это исключительный случай».

Так что «Промзона» — весьма и весьма достоверный портрет высших эшелонов российского бизнеса. Единственное, что сильно отличается от действительности, — это количество охранников у олигархов. Столько, сколько их бывает на самом деле, просто не уместить в кадр.

Обсудить на сайте