Игорь Гурович на «Кинотавре»: «Сочи — это город-фальшак!»
Все 12 фильмов конкурсной программы «Кинотавра» демонстрировались в киноконцертном зале «Зимний театр» — только для членов жюри и специальных гостей фестиваля. Попасть туда без соответствующего пропуска было невозможно. Для широкой публики крутили кино попроще, прямо на площади перед концертным залом. Например, в первый день показали «Любовь-морковь-2», а в последний — «Адмирала». Неожиданным дополнение к этому набору стали «Горячие новости» Сэма Клебанова, тоже почему-то угодившие в народную программу.
Клебанов рассказал проекту «Сноб», как за последние годы изменился фестиваль. «Я сюда первый раз попал в 1998 году, и тогда это был такой маленький полусемейный фестивальчик, нечто среднее между курортом для заслуженных артистов и местом тусовки молодых — актеров, режиссеров, критиков. Тусовки, кстати, небольшой, человек тридцать. А сейчас это действительно серьезный фестиваль, многое определяющий в нашей киножизни».
В свободное от работы время Клебанов купался в море, радовался тому, что температура воды еще не успела подняться выше 22 градусов, и совершенно не боялся здешних медуз.
По мнению Клебанова, сквозной темой 20-го «Кинотавра» стали неблагополучная семья и неразрешимые семейные конфликты в целом. Светлана Аджубей со своей стороны отметила обилие фильмов с героями-милиционерами — сразу в четырех конкурсных картинах появляется этот образ.
Народ на площади был лишен этой радости — видеть милицию еще и на экране. Да и вообще не сильно рвался внутрь «Зимнего театра», довольствуясь популярными фильмами и фотоохотой на звезд, которые прогуливались между гостиницей «Жемчужина» и киноконцертным залом. Охота часто оказывалась удачной.
В принципе сегодня нет серьезного разрыва между кино элитарным и народным. А если он и существует, то скорее в головах критиков — так считает режиссер Алексей Герман-младший. Он назвал три лучшие, с его точки зрения, работы на фестивале, критикам же посоветовал подыскать себе новую профессию.
Сами критики добровольно в отставку уходить не собираются, а кроме того, по-прежнему убеждены: разрыв между народным и элитарным кино определенно существует, и это непреложный факт. Своего рода мостиком между ними стала дебютная работа Клима Шипенко «Непрощенные», которую спродюсировал и представил на фестивале Лев Карахан.
Важным ритуалом «Кинотавра» давно уже стал футбольный матч между сборной администрации города Сочи и сборной фестиваля. Уставшим от бесконечных показов и пресс-конференций киношникам, как всегда, было трудно противостоять напору свежих и бодрых чиновников.
Режиссер Николай Хомерики провел перед матчем небольшую разминку при активной поддержке болельщиков.
Происходящее на поле живо комментировала Марина Голуб, а за бодростью духа артистов следили их тренер Алексей Агранович и, конечно же, капитан сборной Марк Рудинштейн, который сделал несколько голевых передач и даже забил гол.
Игра, как и предсказывали охранявшие полупустой стадион милиционеры, закончилась вничью, со счетом 3:3. На вопрос, откуда стражам порядка был известен исход встречи, те отвечали многозначительными улыбками. Дескать, дружбе следует побеждать, и она победила — о чем тут спрашивать?
Кроме футбола было и много других развлечений — от самых простых вещей вроде выпивки, песен и танцев до стихийной анимации. Например, Павел Воля устроил для девушек конкурс: кто быстрее очистит одной рукой банан. День ото дня вечеринки на «Кинотавре» становились все более бурными. Всем понравилось выступление британской певицы Alesha Dixon.
На площади перед киноконцертным зала спела Алена Свиридова, а закрытый концерт для гостей фестиваля дал Гоша Куценко. В самом начале на сцене вместе с ним появился Михаил Олегович Ефремов и очень задушевно исполнил песенку про зрителя в девятом ряду. В общем и целом было весело.
Правда, нашлись и такие люди, кто не воспринял всерьез ни фестиваль, ни даже сам город Сочи. Игорь Гурович, сделавший вместе с режиссером Алексеем Аграновичем декорации для церемоний открытия и закрытия «Кинотавра», высказался на этот счет с предельной прямотой.
Последние гости фестиваля, в числе которых были замечены Сэм Клебанов, Артур Смольянинов и Владимир Меньшов, улетели в Москву утренним рейсом 15 июня. Итоги «Кинотавра» уже никто не обсуждал. Практически все единодушно сошлись на том, что «Волчок» Василия Сигарева и впрямь самая сильная картина в нынешнем году. Комментарии тут излишни.
Мария Федоренко