Лучшее за неделю
Марго Сьюрсен
12 июня 2009 г., 00:00

«Русская неделя» на аукционе Sotheby’s

«Русская неделя» в аукционном доме Sotheby's неожиданно показала, что живопись даже в кризис может продаваться по рекордно высоким ценам
Читать на сайте

Незадолго до начала аукциона я спросила у главы русского отдела Sotheby's Джоанны Викери, кто нынче инвестирует в искусство, если учитывать непростую экономическую ситуацию.

This browser does not support the video element.

 

Викери оказалась права: на вечерние торги пришло столько народа, что в зале не хватило стульев — значительная часть пришедших была вынуждена наблюдать за происходящим стоя.

Заняв стратегическую позицию — лицом к залу, я решила понаблюдать за тем, как делаются ставки. Однако ничего у меня не вышло: аукционист так и сыпал цифрами, кидая беглые взгляды на зал, но как и, главное, кто делал ставки, оставалось абсолютной загадкой. Ни разу за все торги я не увидела, чтобы кто-то в зале поднял номерок или хотя бы руку. «А это вовсе не обязательно, — шепотом пояснил мне эксперт Sotheby's Дан Абернети. — Иногда бывает достаточно легкого кивка. Главное, чтобы аукционист установил с тем, кто делает ставку, визуальный контакт». Опасаясь сделать случайную ставку на сотни тысяч фунтов, я решила больше не смотреть ведущему в глаза.

 

This browser does not support the video element.

 

Справа от аукциониста расположился подиум с целой чередой телефонов. Здесь тоже принимали ставки — от тех, кто не явился на аукцион лично. Сотрудники Sotheby's не останавливаясь что-то тараторили в трубку, но делали это очень тихо, чтобы посторонние ничего не разобрали. По одному из телефонов говорила сама Джоанна Викери. Глава русского отдела Sotheby's называла одну ставку за другой — похоже, на том конце провода был очень важный клиент.

Фото: Марго Григорян

Все 28 лотов ушли с молотка менее чем за час, собрав в общей сложности 7,9 миллиона фунтов. Полотно Бориса Кустодиева «Сельская ярмарка» было продано за 2,8 миллиона, что почти вдвое превысило стартовую цену. Второй рекордной продажей вечера стала картина «Нянька с детьми» Исаака Бродского, за которую заплатили 937 тысяч фунтов.

Некоторые начали покидать зал еще до окончания торгов — очевидно, те, кто пришел сюда за конкретным лотом. Таких людей у выхода поджидали арт-дилеры. «Вы, я обратил внимание, заинтересовались картиной Гудашвили, — по-русски, но с сильным акцентом обратился к молодой паре мужчина в вельветовом пиджаке. — Возможно, вы бы хотели взглянуть на работу Бажбеук-Меликяна?» «Нет, спасибо, меня интересует только Гудашвили», — ответила молодая женщина. Дилер, тем не менее, дал ей свою визитку — на всякий случай.

 

Как только аукцион завершился, зал моментально опустел. «Все главные люди ушли через задние двери», — сказала мне одна из сотрудниц аукционного дома. Я поймала у выхода одного из крупнейших парижских коллекционеров, Владимира Царенкова. В свое время он консультировал Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую, когда те собирали свою коллекцию, впоследствии купленную Алишером Усмановым.

 

This browser does not support the video element.

 

Если верить Царенкову, ситуацию спасает энтузиазм, и, судя по тем ценам, которые сформировались сегодня в ходе торгов, энтузиазма у коллекционеров русской живописи более чем достаточно.

Обсудить на сайте