Лучшее за неделю
Александр Беляев
17 июня 2009 г., 00:00

Александр Беляев: Народное погодоведенье — это целая наука

Читать на сайте

 

Я не верю в долгосрочные прогнозы погоды, в этом плане я больше доверяю народным приметам. Как правило, профессионалы-метеорологи не видят в приметах причинно-следственной связи, и поэтому относятся к ним как к известной поговорке: в огороде бузина, а в Киеве дядька. Они предпочитают верить современным компьютерным прогнозам. Я же считаю, что правильный прогноз совершенно не связан с суперкомпьютерами, и когда расшифруют значение большинства народных примет, мы выйдем на качественно другой уровень прогноза. Говорят, что когда-то в Гидрометцентре был отдел, который занимался проверкой примет, но он приказал долго жить.

Поражают выводы по оправдываемости примет, которые иногда появляются на некоторых глубоко мною уважаемых научных сайтах. Будущие метеорологи на первой лекции в университете получают шуточную инструкцию о том, как себя вести, если на улице их спросят, какая завтра будет погода: нужно глубокомысленно посмотреть в небо, почесать затылок и сказать, что погода завтра будет такая же, как сегодня. Такой прогноз сбывается в 70% случаях, а уж народные приметы тянут на более весомую оправдываемость. Задолго до того, как появились специальные приборы, люди вполне успешно предсказывали погоду. В качестве барометра для определения атмосферного давления использовали, например, древесных лягушек: в банку или в ведро с лягушкой наливали воду и ставили лесенку. Для того чтобы выровнять себе давление, лягушка вылезала из воды. И по тому, насколько высоко она вылезала, определяли, будет дождь или нет. Все мы знаем, что кошки — идеальные домашние предсказатели погоды. Многие люди тоже прекрасно чувствуют погоду.

На взгляд современного человека приметы совершенно абсурдны, но большинство из них имеет обоснование.

Погоду могли определять по тому, как стадо возвращается — где идет бык, во главе стада или в конце; бабушки предсказывали, насколько суровой будет зима, по луку («лук в одежке к суровой зиме»). Приметы могли различаться по областям, это была целая наука, народное погодоведенье. Поэтому меня очень умиляет, когда современные метеорологи не верят приметам. Многие из них в качестве шедевра идиотизма любят приводить примету про утопленника к дождю. Сейчас я им объяснил что к чему – это элементарная причинно-следственная связь: тело всплывает потому, что перед дождем в водоеме возникают восходящие потоки воды.

Метеорологи уписываются от радости, когда их прогнозы оказываются точны. Вот в конце мая целую неделю предсказывали дожди, а потом резкое потепление. Сколько было счастья, когда прогноз оправдался. Но они не подумали о том, что 24 мая был Мокий Мокрый, а 28-го — Пахом Бокогрей. С Пахома всегда начинается настоящее лето.

Закончились «черемуховые холода», началось «рябиновое потепление» — вот и весь прогноз. И пресловутые крещенские морозы были и остаются актуальными. Их фиксируют каждый год, просто в один год они очень сильные, а в другой проходят как небольшое похолодание. Несмотря на глобальное потепление, по большому счету ничего не поменялось. Просто потепление по-новому расставляет акценты, некоторые вещи затушевывает, другие делает более яркими. Картина немного видоизменилась, а все общие законы, система координат остались неизменными.

Обсудить на сайте